Персональный сайт учителя-логопеда Атамановой Людмилы Геннадьевны

Консультация для педагогов на тему: «Как правильно организовать коррекционный час в логопедической группе»

12 марта 2020

Цель:

повысить компетентность воспитателей в вопросах организации коррекционного часа с детьми дошкольного возраста, посещающих логопедическую группу.

Ход консультации

1. Вводная беседа.

Большим потенциалом в плане коррекции обладает нерегламентированная рамками занятий деятельность детей (под руководством воспитателя или самостоятельная), преобладающая по продолжительности.

В ходе этой деятельности могут быть организованы индивидуальные и подгрупповые коррекционно-ориентированные формы взаимодействия воспитателя с детьми:

  • специальные дидактические и развивающие игры;
  • занимательные упражнения;
  • наблюдения;
  • игры-драматизации и др.

Индивидуальный подход реализуется в процессе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий специалистов, а также индивидуальных занятий воспитателя по заданиям учителя-логопеда во время проведения «коррекционного часа».

2. Технологии проведения «коррекционного часа».

В рамках взаимодействия специалистов ДОУ, учитель-логопед рекомендует воспитателям включать в свою индивидуальную работу занятия с двумя-тремя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дошкольники испытывают наибольшие затруднения. Важно, чтобы в течение недели каждый ребенок хотя бы по одному разу позанимался с воспитателями индивидуально. Прежде всего занятия направлены на автоматизацию и дифференциацию звуков. Они носят название «коррекционный час» и включают в себя индивидуальные занятия или занятия с малой группой по заданию учителя-логопеда. Состав детей и содержание «коррекционного часа» вносятся в «Тетрадь взаимодействия воспитателя и учителя-логопеда».

Целью коррекционных занятий воспитателя является развитие познавательной деятельности, речи, а также закрепление навыков и умений, связанных с усвоением образовательной и коррекционной программы. Чтобы обеспечить оптимальную эффективность «коррекционного часа», воспитатель организует, параллельную работу детей: для одних подбираются знакомые дидактические игры, другим даются графические задания и упражнения. Один воспитанник или малая подгруппа занимаются непосредственно с воспитателем.

Индивидуально воспитатель занимается 10-15 минут, затем дети меняются местами. Для самостоятельной деятельности детей подбираются игры, задания и упражнения, которые уже им знакомы и хорошо освоены по содержанию и способу действия. Эти игры, задания и упражнения носят закрепляющий характер.

Особого рассмотрения заслуживают вопросы, связанные с коррекцией недостатков звукопроизношения у воспитанников с ТНР. Как правило, у таких детей встречаются тяжёлые нарушения речи, дефекты носят стойкий характер. А работа над звуком – это выработка нового сложного навыка. И как любой навык, он требует усилий, времени, системы в занятиях и неоднократного повторения. Этап постановки и первоначального закрепления в речи правильных речевых стереотипов (новых звуков) в индивидуальной форме работы с детьми проводит учитель-логопед. Позже, на этапе автоматизации звука в словах, фразе и тексте подключается к работе и воспитатель.

Объединение 2-4 детей по сходным проблемам в подгруппы позволяет проведение специальных игр-занятий, нацеленных на развитие навыков дифференциации звуков на слух и в собственной речи детей, умений осуществлять элементарный анализ звучащей речи. Результат во многом зависит от того, насколько удастся превратить скучную работу над звуком в увлекательную игру. Как вариант работы по автоматизации правильного звукопроизношения может быть выделено закрепление за каждым из воспитателей группы детей со сходными недостатками. Например, один воспитатель курирует дошкольников с дефектами произношения свистящих и шипящих звуков, а другой – с дефектами произношения сонорных звуков. Кроме того, определённые требования должны соблюдаться в отношении исправления ошибок в детской речи: они должны быть сделаны в тактичной, щадящей форме и только при уверенности, что поправка дойдет до сознания детей.

Значимую помощь в реализации коррекционного воздействия воспитатель может получить от педагогического коллектива ДОУ. Согласование подходов как к общему, так и к речевому воспитанию детей при организации музыкально-ритмических, физкультурных занятий, оздоровительных мероприятий, выработка единого речевого пространства по отношению к детям с ТНР – эти и другие вопросы становятся основой для содержательного взаимодействия всех специалистов, участвующих в коррекционно-образовательной программе.

3. Заключение.

Одним из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия является искренняя заинтересованность педагогов в его результатах, желание помочь ребёнку, постоянная готовность оказать ему необходимую поддержку в случаях затруднений. Поэтому от уровня профессионального мастерства, общей и речевой культуры, тактичности, терпеливости, но и одновременно – от его настойчивости, последовательности в работе зависят отношение самого ребёнка к предлагаемой педагогической помощи и мотивация к её принятию.

Проводимая воспитателями детских садов грамотная работа с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, имеет огромное, часто решающее, значение в эффективности коррекционного процесса.

Список используемой литературы

  1. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет.
    Тетрадь 1-3 взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в старшей логогрупп.
    (М.: Гном, 2016. – 24 с.)
  2. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет.
    Тетрадь 1-2. Взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в подготовительной к школе логогруппе.
    (М.: ГНОМ и Д, 2007. — 24 с.)
Поделиться

 

Вернуться: Для педагогов

Данный сайт использует файлы cookie. Закрытие данного сообщения или продолжение использования сайта означают Ваше согласие на использование файлов cookie в соответствии с Правилами пользования файлов cookie