• Шрифт
  • A
  • A
  • A
  • A
Персональный сайт учителя-логопеда Атамановой Людмилы Геннадьевны

Консультация для педагогов на тему: «Коррекционные возможности режимных моментов ДОУ»

24 октября 2019

Цель:

повысить компетентность воспитателей в вопросах коррекционных возможностей режимных моментов ДОУ.

Ход консультации

1. Особенности коррекции речевых нарушений специалистами ДОУ.

В соответствии с ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Ребёнок 6 лет должен четко произносить все звуки родного языка, анализировать на слух звуко-слоговой состав слов, иметь богатый словарный запас, уметь грамматически правильно оформлять свое высказывание. Такой уровень развития речи крайне важен, т.к. до 80 % информации в школе дети получают вербально. Проблемы в речевом развитии неизбежно приведут к трудностям при обучении в школе, трудностям в общении, снижению самооценки и будут препятствовать гармоничному развитию личности.

Ведущая роль в коррекции речевых нарушений принадлежит учителю-логопеду, который осуществляет развитие и коррекцию всех сторон речи на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Но очень важно, чтобы речевое развитие не сводилось только к специализированным занятиям. Цель - развитие речи и коррекция ее недостатков - должна ставиться и реализовываться на протяжении всего времени нахождения ребенка в детском саду.

В речевом и психофизическом развитии детей с нарушениями речи отмечаются следующие проблемы:

  • недоразвитие общей и мелкой моторики, координации движений;
  • слабовыраженная мимика, снижение выразительности речи, интонационная, бедность, общее недоразвитие эмоциональной сферы;
  • нарушения звукопроизношения;
  • недоразвитие фонетико-фонематических процессов (слух, восприятие, слоговая структура слов);
  • бедность словарного запаса, недоразвитие лексико-грамматического строя речи, неумение грамматически правильно оформить свое высказывание, выразить мысль;
  • снижение объема и качества речевого слуха, речеслуховой памяти.

Ведущая роль в коррекции речевых нарушений принадлежит учителю-логопеду, который осуществляет развитие и коррекцию всех сторон речи на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Но очень важно, чтобы речевое развитие не сводилось только к специализированным занятиям. Цель - развитие речи и коррекция ее недостатков - должна ставиться и реализовываться на протяжении всего времени нахождения ребенка в детском саду. Для этого в деятельности педагогов ДОУ должны быть учтены и реализованы следующие задачи:

  • развитие общей и мелкой моторки, координации движений;
  • развитие мимики, самомассаж лица;
  • развитие просодической стороны речи, интонационной выразительности;
  • развитие артикуляционного праксиса, артикуляционной базы звуков (звукоподражание), воздушной струи;
  • развитие фонематического слуха и восприятия, формирование навыка элементарного звуко-буквенного и звуко-слогового анализа;
  • развитие речевого внимания и речеслуховой памяти;
  • обогащение словарного запаса, ознакомление с различными формами художественного слова;
  • формирование навыка словоизменения, словообразования, составления грамматических конструкций, формирование «речевого чутья» путем обеспечения речевой активности и речевого опыта;
  • развитие всех форм связного речевого высказывания (монолог, диалог, рассказ. пересказ)

2. Особенности закрепление речевых умений в режимных моментах.

Закрепление усвоенных речевых умений у детей с тяжёлыми нарушениями речи вне занятий проводится педагогом во время режимных моментов: одевание после сна на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание или мытьё рук перед каждым приёмом пищи, во время наблюдений в уголке природы и на прогулке, игр и т. д. Во всех ситуациях разговор с детьми организуется по вопросам воспитателя с учётом этапа обучения и индивидуальных особенностей детей.

Необходимо оречевление действий, которые выполняют дошкольники.

Развитие речи в режимных моментах

Таблица 1

Режимный момент Работа по развитию речи
утренний прием создание активной речевой ситуации
до завтрака
  • автоматизация поставленных звуков (по заданию логопеда);
  • речевые игры (звукоподражание, развитие Л-Г строя речи, звукоразличение и др.)
гигиенические процедуры
  • развитие мимики, самомассаж лица и кистей рук;
  • упражнения на отработку воздушной струи;
  • ознакомление с малыми формами художественного слова (стишки, пословицы, поговорки, потешки)
перед приемом пищи артикуляционная гимнастика, элементы логоритмики
нод развитие связной речи
прогулка
  • развитие общей моторики и координации движений;
  • элементы логоритмики;
  • подвижные игры с речевым сопровождением:
  • речевые игры: подбор антонимов и синонимов, образование уменьшительно-ласкательной формы сущ., согласование в роде сущ. и прилагательных, подбор эпитетов при наблюдении за живой природой, подбор однокоренных слов;
  • игры на развитие слухового внимания, фонематического слуха и восприятия («Чепуха», «Глухие телефончики», игра «Цепочка» (на звукобуквенный анализ);
  • создание активных речевых ситуаций.
сон
  • развитие речевого внимания;
  • ознакомление с художественным словом.
подъем
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • самомассаж лица и кистей рук;
  • элементы логоритмики;
  • ознакомление с малыми формами художественного слова
вечернее время
  • автоматизация звуков;
  • игры на звукоподражание и звукоразличение;
  • игра «Магазин» (звукослоговой анализ);
  • речевые игры на развитие лексико-грамматического строя речи;
  • игры на развитие речевого внимания и речеслуховой памяти («сколько слов запомнил?», «Лишнее слово», «Запретная команда», «Делай то, что я скажу, а не то, что покажу»);
  • разгадывание и придумывание загадок и др.

3. Заключение.

Взаимосвязь в работе всех специалистов, взаимодействующих с детьми дошкольного возраста, посещающими логопедические группы позволяет значительно быстрее исправлять речевые недостатки:

  • автоматизировать звуки;
  • формировать необходимые лексико-грамматические конструкции;
  • накапливать словарный запас;
  • помогать развитию связной речи.

Уважаемые коллеги, спасибо за внимание!

Список используемой литературы

  1. Иванова О.Ф. Пути оптимизации совместной работы учителя-логопеда и воспитателя
    (Научно-методический журнал Логопед, 2009, №3}
  2. Морозова В.В. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями дошкольных образовательных организаций.
    (СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 96 с.}
  3. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Тетрадь 1-2. Взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в подготовительной к школе логогруппе.
    (М.: ГНОМ и Д, 2007. — 24 с.}
Поделиться

 

Вернуться: Для педагогов

Данный сайт использует файлы cookie. Закрытие данного сообщения или продолжение использования сайта означают Ваше согласие на использование файлов cookie в соответствии с Правилами пользования файлов cookie