Персональный сайт учителя-логопеда Атамановой Людмилы Геннадьевны

Рекомендации логопеда воспитателям по развитию речи детей

27 марта 2020

Речью ребёнок овладевает с помощью слуха, поэтому очень важно уделять внимание развитию слухового восприятия. Игры на развитие слухового восприятия способствуют тому, что ребёнок начинает прислушиваться к окружающим звукам, словам близких ему людей, у него повышается внимание, улучшается память.

Примеры игр на развитие слухового восприятия.

Младший возраст:

- «Кто кричит?» (Взрослый изображает звуки то детёнышей домашних животных, то их мам, а ребёнок угадывает, называет или показывает картинку).
- «Колобок» (взрослый говорит за зайца, медведя и лису разными голосами «Колобок, колобок, я тебя съем!», а ребёнок угадывает).
- То же самое по сказке «Три медведя» -угадай кто говорит «Кто сидел на моём стуле?»

Для детей среднего, старшего возраста:

- Угадывать звучание музыкальных инструментов ( бубен, дудочка, барабан, колокольчик, погремушка, губная гармошка).
- Угадывание звуков при постукивании карандашом по металлической коробке, стеклянной банке, пластмассовому стакану, деревянной шкатулке/стол.
- Футляры от киндеров с сыпучими продуктами.
- «Кто летает (плавает, бегает) произносится ряд слов: сокол, молоко, рыба, комар…дети в нужный момент хлопают в ладоши.
- «Кто к нам пришёл?» Называется ряд сходных слов, одно из них повторяется много раз, дети отмечают его заранее обусловленным звукоподражанием. Н-р, слово гвоздь среди других: гусь, кость, куст, гроздь, рост, трость, брось; ответ детей- «тук-тук» или имитация забивание гвоздей.
- «Телефон». Воспитатель называет слово или простую скороговорку первому ребёнку из каждого ряда; по команде впереди сидящие поворачиваются назад и передают сказанное следующим детям.
Ряд, в котором слова дойдут до последнего ребёнка быстрее и без искажений, получает «переходящий приз»- флажок, звёздочку…

В описываемом ниже варианте игры принимают участие пятеро детей.

Воспитатель называет четыре сходных слова, например: точка, бочка, дочка, кочка. Четверо ребят по очереди называют одно слово ( точка, бочка, дочка, кочка), а пятый произносит первое слово этого ряда и т.д. (Слов должно быть на одно меньше, чем играющих.) Кто ошибается, выходит к столу для выполнения индивидуального задания.
- «Называй, не зевай!» Дети получают по две картинки, названия которых сходны по звуковому составу. Воспитатель произносит слова, а имеющий нужную картинку отвечает условной фразой: « У меня мак (лак, лук, сук)» и т.д.
- «Найди ошибку»
Жучка будку не доела: неохота, надоело.
Тает снег, течёт ручей, на ветвях полно врачей.
На болоте нет дорог, я по кошкам скок да скок.

Положительно влияет на развитие речи (особенно в младшем возрасте) выполнение пальчиковой гимнастики.

- Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга, что стимулирует развитие речи.
- Игры с пальчиками учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
- Пальчиковая гимнастика развивает внимание, память ребёнка, т.к. он учится запоминать определённые положения рук, движения.

Для правильного звукопроизношения необходимо выполнять артикуляционную гимнастику. Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти). Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

Развитию речи способствуют дыхательные упражнения, которые направлены на выработку длительного плавного выдоха. Поверхностное дыхание - воздуха хватает на одно-два слова (иногда речь прерывается даже на полуслове) может привести к заиканию. С этой целью рекомендуется дуть на плавающие в тазу игрушки, дуть в трубочку, конец которой опущен в стакан с водой, дуть на нитку, на конце которой висит что-то лёгкое и т.д. Следить - вдох через нос без напряжения, плечи не поднимаются, выдох через рот, губы вытянуты вперёд, щёки не надуваются. Обратить внимание: во избежание головокружения, вызываемого обеднением мозга кислородом, количество повторений не более 4-5 раз.

Для развития связной речи важное значение имеет словарная работа и совершенствование грамматического строя. В активный словарь вводятся названия предметов, их частей, деталей; цветов и их оттенков; формы, величины и материала, из которого они сделаны. Ребёнок учится отвечать на вопросы, называя как предметы, так и их признаки, действия. Словарный запас детей пополняется не только существительными, но и другими частями речи: прилагательными, глаголами, наречиями, числительными. При подборе материала для занятий учитываются возрастные особенности ребёнка.

Грамматические формы языка ребёнок осваивает прежде всего в общении с окружающими, в процессе обогащения и активизации словаря, формирования связной речи. Посредством дидактических игр и упражнений внимание детей обращается на те грамматические стороны, усвоение которых вызывает у них определённые трудности. К ним относятся ошибки на изменение существительных по падежам: нет сапогов, карандашов вместо сапог, карандашей; нет телёнков, гусёнков вместо телят, гусят. Отмечаются грубые ошибки на согласование: моя платье, два лисёнков, на зелёной дереве и многое другое. Овладение всеми этими грамматическими формами начинается уже с детьми трёхлетнего возраста.

Вывод:

правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой связной речью является одним из показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

Поделиться

 

Вернуться: Для педагогов