
Консультация для родителей на тему: «Формирование грамматического строя речи»
10 марта 2020
Цель:
познакомить родителей с принципами и способами формирования грамматического строя речи (на примере дидактических игр).
Ход консультации
1. Вводная беседа.
Дошкольный возраст – это наиболее сензитивный период для овладения родным языком, который является не только средством и способом общения, но и играет важную роль в развитии мышления, внимание, памяти.
Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними.
При формировании грамматического строя речи ребенок должен освоить сложную систему грамматических закономерностей путем анализа речи окружающих, выделяя общие правила грамматики на практическом уровне, обобщая эти правила и закрепляя их в своей речи.
2. Особенности формирования грамматического строя речи.
Работа по формированию грамматического строя речи содержит несколько направлений:
- словоизменение – число, род, падежи;
- словообразование – образование новых слов при помощи приставок, суффиксов, образование новых слов с помощью различных частей речи, образование сложных слов;
- согласование различных частей речи между собой;
- фраза – использование в речи сложных распространенных предложений с союзами, предлогами.
При общем недоразвитии речи формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. У детей отмечаются стойкие ошибки в образовании множественного числа, согласовании существительных с числительным. Многочисленные ошибки наблюдаются при образовании новых слов; образовании относительны прилагательных.
Нарушения грамматического строя речи могут быть причиной многочисленных ошибок на письме и при чтении, помешают усвоению правил русского языка.
Несмотря на сложность, грамматический строй ребенок должен усвоить в дошкольном детстве для подготовки к школе, полноценного общения, правильного познания окружающего мира. Без достаточного овладения грамматическим строем невозможно развернутое рассуждение, развитие монолога, связной речи.
На сегодняшний момент школа предъявляет высокие требования к речевому развитию будущих учеников в связи с усложнением программного материала. Ребенок, поступающий в школу должен владеть навыками словоизменения и словообразования, видеть связь слов в предложении. Лучше всего это усваивается в играх.
3. Игры для формирования грамматического строя речи.
Игра «Мой, моя, мое, мои»
Игра «Найди по цвету»
Игра «Правильно назови листья».
Лист дуба — дубовый лист, лист осины — … лист березы — … лист клена — … лист липы — … лист яблони— …
Игра «Каким карандашом ты будешь раскрашивать?»
Игра «Назови ласково»
взрослый произносит часть фразы, а дети ее заканчивают, добавляя слово.
Цветок красный, а цветочек красненький | Ведро синее, а ведерко … |
Яблоко сладкое, а яблочко … | Солнце теплое, а солнышко … |
Чашка синяя, а чашечка … | Цыпленок пушистый, а цыпленочек … |
Игра «Что из чего сделано?»
Дети должны ответить на вопрос: «Какой?», «Какая?» или «Какое?» (стеклянный стакан) Стакан из стекла — стеклянный, сковорода из чугуна — чугунная, ложка из дерева — деревянная и т.д.
4. Заключение.
Родителям необходимо внимательно относиться к речи ребенка, своевременно обращаться к специалистам при наличии стойких нарушений в речи ребенка.
Список используемой литературы
- Косинова Е. Грамматическая тетрадь №1-4 для занятий с дошкольниками.
(М.: Сфера, 2017. – 32 с.) - Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1-4.
(М.: Издательство ГНОМ, 2017. – 48 с.)