Персональный сайт учителя-логопеда Атамановой Людмилы Геннадьевны

Как организовать логопедические занятия дома?

12 октября 2022

Итак, вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребенком. Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться:

  • Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики (артикуляционные упражнения можно попросить у логопеда).
  • «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель» и т. п.).
  • Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т. д.
  • Разрезные картинки из двух и более частей.
  • Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи у ребенка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям (красочные упаковки от продуктов, журналы, плакаты, каталоги и пр.) Заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою «коллекцию».
  • Для развития мелкой моторики приобретите: пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные палочки или спички и т. д.
  • Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий.
  1. Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей - игровая.
  2. Все занятия должны строиться по правилам игры!
  3. Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15-20 минут!
  4. Отложите занятия, если ребенок болен или плохо себя чувствует!
  5. Знакомьте ребенка с детской литературой!
  6. Пользуйтесь наглядным материалом!
  7. Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.
  8. Не употребляйте слово «неправильно»!

Свои занятия можно начинать с ритмических упражнений. Использование ритмических упражнений способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры головного мозга, развитию внимания, памяти, что, несомненно, позитивно влияет на коррекцию речевых нарушений у дошкольников.

У детей с речевой патологией часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма, проявляющиеся в затруднениях воспроизведения слов, состоящих из 3 и более слогов. Проговаривая многосложное слово, ребенок не ориентируется на его ритмическую основу, поскольку не чувствует её. Так как наша речь организована ритмически, ребенка необходимо научить ориентироваться на ритмическую основу слогов, слов и фраз.

Организуя коррекционную работу, мы придаем большое значение использованию упражнений на координацию речи с движением. Эти упражнения включаются в различные виды деятельности детей: занятия, прогулки, режимные моменты, логопедические пятиминутки и т.д. Ритмические упражнения используются не только на занятиях логоритмики с музыкальным сопровождением, но и в других видах деятельности ребенка: во время логопедических пятиминуток, на индивидуальных и подгрупповых занятиях, физминутках.

В таких играх и упражнениях сочетается речь и движения рук, ног, туловища, головы.

Чему учим: соотносить движения с ритмом стиха (или песенки); тренируем дифференцированную работу пальцев; улучшаем координацию. Основная задача этих упражнений – сформировать у ребенка чувство ритма в движении.

Ритмические игры

«Лягушки»

Использование ритмических упражнений способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры головного мозга, развитию внимания, памяти, что, несомненно, позитивно влияет на коррекцию речевых нарушений у дошкольников.

Взрослый:
После дождика лягушки
Веселились на опушке.
Что за прелесть, ква-ква-ква!
Всюду мокрая трава!
Взрослый читает стихотворение, дети в нужный момент квакают и отстукивают ритм палочками.
Мы лягушки-кваксы,
ночь чернее ваксы...
Шелестит трава.
Ква-ква, ква-ква-ква!
Дети ударяют палочками друг о друга.
Разевайте пасти,
- больше, больше страсти!
Громче! Раз и два!
Ква-ква, ква-ква-ква!
Одновременно стучат палочками по столу
Красным помидором
месяц встал над бором.
Гукает сова!
Ква-ква, ква-ква-ква!
Стучат палочками друг о друга, подняв их.
Под ногами кочки,
у пруда — цветочки.
В небе — синева.
Ква-ква, ква-ква-ква!

Поочередно стучат палочками по столу.

«Барабан»

Взрослый:
Самый громкий, самый старший музыкальный инструмент
На концерте и на марше — где его, скажите, нет?
Своим рокотом задорным может ноги в пляс пускать.
Ну и как, скажите, дети, барабан не уважать?
Барабанщик очень занят — Д-д, д-д-д.
Барабанщик барабанит: Д-д, д-д-д.
Бей, руками помогай: Д-д, д-д-д.
Ритм ногами отбивай: Д-д, д-д-д.
Учись играть на барабане: Д-д, д-д-д.
Твой язык послушным станет: Д-д, д-д-д.
Язык, кверху поднимайся: Д-д, д-д-д.
Смотри — с ритма не сбивайся: Д-д, д-д-д.

Упражнения на развитие сомато-пространственной ориентации

Упражнение 1

После показа взрослым ребенок повторяет движения, отвечая на вопросы.

Взрослый: Где находится сердце?
Ребенок: Слева.
Взрослый: Где у тебя темя?
Ребенок: Сверху.
Взрослый: Где подошвы?
Ребенок: Снизу.
Взрослый: Какой глаз я тебе закрыла?
Ребенок: Правый.
Взрослый: Где у человека спина?
Ребенок: Сзади.
Взрослый: Где живот?
Ребенок: Спереди.

Взрослый может предложить такие вопросы:

  • На каком плече моя рука?
  • Куда «смотрят» коленки?
  • А пятки?
  • Какой рукой ты рисуешь?
  • А ешь?
  • Какое ухо я трогаю?
  • Где лоб?
  • Затылок?
  • Волосы?
  • Стопы?
  • Переносица?
  • Позвоночник?
  • На какой бок я кладу твою руку?
  • До какого виска я дотронулась? И т.д.

Упражнение 2

Ребенок самостоятельно показывает: левый мизинец, правый локоть, правый носок, левое запястье, левое бедро, мочку правого уха и т.д.

Упражнение 3

Ребенок выполняет «перекрестные» движения, показывая: правой рукой левую щеку, левый бок правой рукой, левой рукой правый висок, средним пальцем правой руки левое плечо, мизинцем левой руки правый глаз, указательным пальцем правой руки левое запястье, большим пальцем левой руки правый мизинец правой руки.

Упражнение 4

Взрослый молча выполняет движения, ребенок должен повторить той же рукой или ногой, избегая зеркальности: правая рука вверх, левая нога в сторону, правая рука на пояс, правое колено к груди, «ласточка» на левой ноге, левая рука на живот, «аист» на правой ноге, и пр. Впоследствии движения рукой и ногой можно выполнять одновременно.

Упражнение 5

Это упражнение дополнительно тренирует самоконтроль, произвольное торможение. Взрослый выполняет несложные движения, ребенок повторяет каждый раз выполненное движение, отставая на одно.

Приведем пример:

Взрослый ставит руки на пояс затем вытягивает правую руку в сторону.
Ребенок ставит руки на пояс.
Взрослый выставляет левую ногу вперед.
Ребенок вытягивает правую руку в сторону.
Взрослый поднимает левую руку.
Ребенок выставляет левую ногу вперед и т.д.

Интернет источник: http://www.dousolnishko.ru/index.php/2011-12-11-10-46-16/stranichka-logopeda/132-lubyako-lyudmila-vasilevna.html?showall=&start=10

Поделиться

 

Вернуться: Для родителей

Данный сайт использует файлы cookie. Закрытие данного сообщения или продолжение использования сайта означают Ваше согласие на использование файлов cookie в соответствии с Правилами пользования файлов cookie