Персональный сайт учителя-логопеда Атамановой Людмилы Геннадьевны

Консультация для родителей на тему: «Речевые игры дома»

30 марта 2020

Предлагаем Вашему вниманию игры, которые помогут Вашему ребенку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, активизировать речь. Эти игры могут быть полезны всем членам семьи, они не требуют много времени и специального оборудования; в них будет полезно играть в выходные дни.

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре.

Игры на активизацию словаря

Игра «Кто или что может это делать?»

Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы. Например, слово идёт. Ребенок подбирает такие слова-предметы: девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т. д. Подберите слова к глаголам стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает, плавает,…

Игра «Отгадай, что это»

Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.

Например:

  • Растут на грядке в огороде, используются в пищу. (овощи)
  • Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие. (фрукты)
  • Движется по дорогам, по воде, по воздуху. (транспорт)

Игра «Что для чего»

Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы.

Хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице, конфеты – в конфетнице, мыло – в мыльнице, перец — в перечнице, салат – в салатнице, суп – в супнице,

Соус — в соуснице и т. д.

Игра «Как можно…»

Взрослый спрашивает: «Как можно играть?» Ребенок отвечает: «Весело, интересно, громко, дружно…»

Другие вопросы:

  • Как можно плакать? (Громко, тихо, жалобно, горько…)
  • Как можно мыть посуду? (Хорошо, плохо, чисто, быстро…)
  • Как можно пахнуть? (Приятно, вкусно, аппетитно, нежно…)
  • Как можно быть одетым? (Аккуратно, небрежно, модно…)
  • Как можно смотреть? (Ласково, внимательно…)

Игра «Угощаю»

Предлагаете вспомнить вкусные слова: — Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на ладонь, затем вы ему и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «кислые», «соленые», «горькие» слова.

Игра «Ищем слова»

Какие слова можно «вынуть» из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И пр.

Игра «Опиши предмет»

Ребенок берет любой предмет и подбирает как можно больше слов признаков, подходящих к этому предмету. Например: яблоко (какое?) красное, кислое, круглое, твердое и т.д.

Игры на речевые обобщения

Игра «Назови лишнее слово»

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

«Лишнее» слово среди имен существительных.

кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;
слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;
волк, собака, рысь, лиса, заяц;
лошадь, корова, олень, баран, свинья;
роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;
зима, апрель, весна, осень, лето;
мама, подруга, папа, сын, бабушка.

«Лишнее» слово среди имен прилагательных:

грустный, печальный, унылый, глубокий;
храбрый, звонкий, смелый, отважный;
желтый, красный, сильный, зеленый;
слабый, ломкий, долгий, хрупкий;
крепкий, далекий, прочный, надежный;
смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;
глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.

«Лишнее» слово среди глаголов:

думать, ехать, размышлять, соображать;
бросился, слушал, ринулся, помчался;
приехал, прибыл, убежал, прискакал;
пришел, явился, смотрел;
выбежал, вошел, вылетел, выскочил.

Игры на развитие звукового анализа и синтеза

Игра «Цепочка слов»

Взрослый и ребенок по очереди называют любые слова

Например: кошка – автобус – сок – куст – танк – капуста — …

Игра «Придумай слово»

Ребенок должен придумать слово на заданный звук. Например: на звук Ж: жук, жилет, джинсы, желудь, уж и т. д.

Игры на развитие грамматического строя речи

Игра «Веселый счет»

Вокруг много одинаковых предметов. Какие ты можешь назвать? (окна, двери, машины, балконы) Давай их посчитаем. Одно деревянное окно, два деревянных окна, три деревянных окна, четыре деревянных окна, пять деревянных окон и т. д. (Каждый день можно подбирать разные определения к одному слову. Например: деревянное окно, пластиковое окно, широкое окно…)

Игра «Подружи слова»

Листья падают – листопад, снег падает – снегопад, вода падает – водопад, сам летает – самолет, пыль сосет – пылесос.

Игра «Все сделал»

Скажи, как будто ты уже все сделал (сделала): мыл – вымыл, вешает – повесил, одевается – оделся, прячется – спрятался, гладит – погладил, стирает — постирал, рисует – нарисовал, пишет – написал, поливает – полил, ловит – поймал, чинит – починил, красит – покрасил, убирает – убрал, строит – построил.

Игра « Ты идешь, и я иду»

Ты выходишь, и я выхожу, ты обходишь, и я обхожу и т. д. (подходить, заходить, переходить…) Можно по аналогии использовать глаголы ехать, лететь.

Игра «Приготовим сок»

«Из яблок сок (какой?) — яблочный; из груш… (грушевый); из вишни… (вишневый)» и т. д. А потом наоборот: апельсиновый сок из чего?» и т. д.

Игра «Один — много»

«Яблоко – много чего? (яблок); Помидор – много чего? (помидоров)» и т. д.

«Чей, чья, чьё»

Образование притяжательных прилагательных. «Уши собаки — (чьи уши?) собачьи уши; хвост кошки – кошачий» и т. д.

Игра «Упрямые слова»

Расскажите, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются: кофе, платье, какао, кино, пианино, метро. «Я надеваю пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто» и т. д.

Игры на развитие связной речи

Игра «Что на что похоже»

Ребенку предлагается подобрать похожие слова (сравнения)

Белый снег похож на…(что?)
Синий лед похож на…
Густой туман похож на…
Чистый дождь похож на…
Блестящая на солнце паутина похожа на…
День похож на…

Игра «Потому что…»

Включение в речь союзов и предлогов делает речь плавной, логичной, цельной. Развивайте эту способность у ребёнка, рассуждая и отвечая на вопросы:

  • Я мою руки потому, что…
  • Почему ты идёшь спать? и т. д.

Игра «Кем (чем) был?»

Взрослый называет ребёнку явления, предметы, животных и т. д., а ребёнок должен сказать, кем (чем) они были раньше.

Корова была телёнком.
Бабочка была гусеницей.
Курица была цыплёнком, а цыплёнок – яйцом.
Лёд был водой и т. д.

Игра «Что мы видим во дворе?»

Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру «Кто больше увидит». По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях. Например: «Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки».


Играйте с ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!

Желаю удачи!

 

Интернет источник:
https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2020/04/21/rechevye-igry-doma

Поделиться

 

Вернуться: Для родителей