Персональный сайт учителя-логопеда Атамановой Людмилы Геннадьевны

Рекомендации родителям. Лексическая тема «Космос»

24 марта 2022

Беседа

Объясните ребёнку, почему 12 апреля во всём мире отмечают День космонавтики. Рассмотрите картинки и иллюстрации в книгах, газетах, журналах с изображением космоса, космонавтов и космической техники. Расскажите ребёнку о первом космонавте – Юрии Гагарине. Объясните ребёнку, что такое ракета, спутник, космодром, скафандр, телескоп.

Проверьте, как ребёнок запомнил то, о чём Вы с ним беседовали. Попросите его ответить на вопросы самостоятельно, и, если он затрудняется, помогите ему с ответами.

  • Какой праздник отмечают 12 апреля? 12 апреля отмечают День космонавтики.
  • Что такое космос? Космос – это то, что окружает землю и другие планеты.
  • Что люди запускают в космос? Люди запускают в космос спутники, ракеты, космические корабли и станции.
  • Как называют человека, который летит на ракете в космос? Человека, который летит на ракете в космос, называют космонавтом.
  • Кто был первым космонавтом? Первым космонавтом был Юрий Гагарин.
  • Как называется место, откуда запускают в космос космические корабли? Это место называется космодром.
  • Что надевает космонавт для полёта в космос? Космонавт надевает космический скафандр.
  • Как называется планета, на которой мы живём? Наша планета называется Земля.
  • Какой прибор нужен человеку, чтобы рассмотреть луну, далёкие звёзды и планеты? Чтобы рассмотреть луну, звёзды и планеты, человеку нужен телескоп.

Упражнение "Один - много" на употребление мн. числа существительных в родительном падеже.

Один космонавт - много космонавтов.
Одна ракета - много ракет и т.д.

«Составь предложение из слов».

Ракета, космос, летать, в.
Космонавт, в, летать, космос.

Развитие слухового внимания, памяти.

Предложите ребенку внимательно послушать сказку и постараться ее запомнить. "Жил на свете Звездочет. Каждую ночь он наблюдал далекие звезды, а днем изучал самую близкую звезду - Солнце, пытаясь разгадать тайну их рождения, жизни и смерти. Но время шло. Звездочет старел, а тайна оставалась неразгаданной. И тогда он решил полететь к Солнцу, чтобы все увидеть самому. "Возьму свою старую карету, запрягу в нее пару сильных коней, да и помчусь!" - решил он. "Что ты, что ты, - заскрипела карета, - мне не выдержать такого длинного путешествия - развалюсь по дороге! Ведь оно продлится не менее 500 лет! Возьми уж лучше автомобиль!" Послушался Звездочет, выбрал машину. Но едва он взялся за руль, как зафырчал мотор: "Фр-ррр! Не буду включаться. Сто лет работать без отдыха не делаю!" Решил Звездочет взять самолет. Сказал он самолету: "Отнеси меня, пожалуйста, к Солнцу! Я очень тороплюсь, сколько лет для этого надо?" "10 лет. Но я не могу выполнить твою просьбу. В космосе нет воздуха и моим крыльям не на что опереться. Иди к моей сестре-красавице ракете. Только она может летать в безвоздушном пространстве". Так Звездочет и поступил. Но только он собрался занять место в кабине корабля, как из-за туч выглянуло Солнце, и его золотистые лучи брызнули во все стороны. Один солнечный луч коснулся щеки Звездочета и шепнул: "Ракете нужен год, а мне только 8 минут. Полетели?" Обрадовался Звездочет, потянулся за солнечным лучом и пропал из глаз..."

Вопросы после прочтения:

  • Что наблюдал Звездочет ночью?
  • Что он наблюдал днем?
  • Куда решил полететь Звездочет?
  • Какие виды транспорта решил использовать Звездочет, чтобы осуществить свою мечту?
  • Сколько времени нужно ракете, чтобы долететь до Солнца?
  • Сколько времени понадобилось солнечному лучу?

Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительным.

1 космонавт, 2 космонавта, 3..., 4..., 5...
1 ракета, 2 ракеты, 3..., 4..., 5...
1 космический корабль, 2..., 3..., 4..., 5...
1 скафандр, 2..., 3..., 4..., 5...

Словесная игра «Подскажи словечко».

Взрослый читает стихотворные строчки, но перед последним словом делает паузу, предлагая ребёнку самому закончить стишок. Если ребёнок затрудняется с ответом, подскажите ему сами. Игру можно повторить несколько раз.

На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несёмся на ... (ракета).

Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется ... (Земля).

Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звёзд калейдоскоп
Астрономы в ... (телескоп).

Посчитать совсем не просто
Ночью в тёмном небе звёзды.
Знает все наперечёт
Звёзды в небе ... (звездочёт).

Самый первый в Космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень
Наш космонавт ... (Гагарин).

Освещает ночью путь,
Звёздам не даёт заснуть,
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе не заснёт ... (луна).

Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлёт всем подряд,
И как одинокий путник
Летит по орбите ... (спутник).

У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: "астронавт",
А по-русски ... (космонавт).

Игра «Скажи наоборот»

Цель:

учить детей подбирать слова с противоположным значением (антонимы).

Например:
далёкий — близкий, тесный — ... , большой — ... , улетать — ... , высокий — ... , взлетать — ... известный — ... , включать — ... , тёмный — ... , подниматься — ... , яркий — ...

Игра «Сосчитай-ка»

Цель:

развивать грамматический строй речи (согласование существительных с числительными).

Например:
Один большой метеорит, два больших метеорита,..., пять больших метеоритов.

Одна яркая звезда, ...
Одна быстрая ракета, ...
Один опытный космонавт, ...
Одна далёкая планета, ...

Игра «Составь предложение».

Цели:

развивать связную речь, закреплять умение правильно строить предложение, развивать слуховое внимание.

Ход игры:

Взрослый предлагает ребенку послушать предложение, в котором все слова поменялись местами, и построить правильное предложение.

В, космонавт, летит, ракете.
Звёзды, светят, небе, на.
В, корабль, космический, полёт, отправляется.
Падает, с , комета, неба, хвостатая.

Стихи для чтения и заучивания наизусть

КОСМОНАВТ

В тёмном небе звёзды светят,
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной — наш дом родной.В. Степанов

ЗЕМЛЯ

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо...
Береги свою планету —
Ведь другой, похожей, нету!Я. Аким

Текст для пересказа

ЧТО ТАКОЕ ЗВЁЗДЫ?

— А что такое звёзды? — спросил однажды кузнечик.

Лягушонок задумался и сказал:
— Большие слоны говорят: «Звёзды — это золотые гвоздики, ими прибито небо». Но ты не верь. Большие медведи думают: «Звёзды — это снежинки, что забыли упасть». Но ты тоже не верь. Послушай меня лучше. Мне кажется, виноват большой дождь. После большого дождя растут большие цветы. А ещё мне кажется, когда они достают головой небо, то и засыпают там.

— Да, — сказал кузнечик. — Это больше похоже на правду.
Звёзды — это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные ножки.

Г. Цыферов

 

Вопросы:

О чём спросил кузнечик однажды?
Что сказал лягушонок?
Что говорили большие слоны о звёздах?
Что думали о звёздах большие медведи ?
Что рассказал о звёздах лягушонок?

Поделиться

 

Вернуться: Для родителей

Данный сайт использует файлы cookie. Закрытие данного сообщения или продолжение использования сайта означают Ваше согласие на использование файлов cookie в соответствии с Правилами пользования файлов cookie