Персональный сайт учителя-логопеда Атамановой Людмилы Геннадьевны

Лепбук «Звук Р»

15 сентября 2020

Актуальность:
в современном обществе речевое развитие детей идет с опозданием по всем компонентам речевой системы. Звукопроизношение многих детей страдает на всех этапах: от вызывания звука до его автоматизации в произвольной речи. Дети лучше усваивают любой материал, если он им будет преподнесён наглядно.
Цель:
автоматизация звука [р]
Задачи:
учить произносить звук Р изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях; учить дифференцировать звуки р и рь, учить дифференцировать звуки р и л

В данном пособии представлены разнообразные игры на коррекцию и автоматизацию и дифференциацию звука [р].Предназначено для детей старшего дошкольного возраста. В своей работе могут использовать логопеды, воспитатели (на этапе закрепления полученных знаний).

Содержит игры:

  1. «Звуковая дорожка»

    Цель:
    автоматизация звука [р]
    Задачи:
    автоматизировать изолированный звук [р];
    учить координировать движения пальца руки и произнесение звука;
    развивать речевой выдох.
    Ход игры:
    ребёнок пальчиком проводит по дорожке, произнося звук [р].
  2. Игра «Лабиринты»

    Цель:
    автоматизация звука [р]
    Задача:
    автоматизировать звук [р] в словах
    Ход игры:
    Ребёнок проходит лабиринт от старта до финиша, называя слова со звуком [р].
  3. Дидактическая игра «Посчитай-ка, дружок».

    Цель:
    автоматизация звука [р]
    Задачи:
    автоматизировать звук [р] в словосочетаниях;
    формировать умение согласовывать существительные с числительными
    Ход игры:
    ребёнок произносит словосочетания «числительное + существительное», четко произнося звук [р].
    Можно использовать маркер на водной основе. В этом случае ребёнок проводит линию от цифры к картинке.
  4. Дидактическая игра «Ромашка»

    Цель:
    автоматизация звуков [р], [р’] в слогах.
    Задача:
    автоматизировать звуки в прямых и обратных слогах
    Ход игры:
    ребёнок называет поочередно прямые и обратные слоги, повторяя за логопедом.
  5. Дидактическая игра «Круги»

    Цель:
    автоматизация звука [р]
    Задачи:
    автоматизировать звук р в словах в разных позициях (начало, середина, конец слова); формировать умение правильно определять позицию звука в слове.
    Ход игры:
    Ребёнок крутит круги, что бы получилось целое изображение предметов. Затем, называет каждый предмет, изображённый в круге. Уточняется позиция звука [р] в слове.
  6. Дидактическая игра «Закрой картинку»

    Цель:
    автоматизация звука [р]
    Задачи:
    автоматизировать произношение звука [р] в словах в разных позициях (начало, середина, конец); закреплять умение определять позиции звука в слове.
    Ход игры:
    Ребёнок называет картинку и накрывает её фишкой определённого цвета. Картинку можно закрыть только после того, как правильно произнесён звук. Кроме того, нужно правильно выбрать цвет фишки. Если звук [р] находится в начале слова, картинку следует накрывать красной фишкой, если в середине слова – жёлтой, если в конце слова – зелёной. Дети по очереди называют слова и накрывают картинки фишками.
  7. Дидактическая игра «Верни предмет»

    Цель:
    автоматизация звука [р]
    Задачи:
    автоматизировать звук [р] в предложениях; формировать умение составлять предложения.
    Ход игры:
    ребёнок раскладывает предметные картинки рядом с героем, кому этот предмет необходим. Свои действия озвучивает предложениями, например: «КоРабль веРнули пиРату».
  8. Дидактическая игра «Что закрасил маляр?»

    Цель:
    автоматизация звука [р]
    Задачи:
    автоматизировать сочетания КР в предложениях; закреплять умения составлять предложения.
    Ход игры:
    Для игры потребуется лампа и стекло. Под стекло устанавливается лампа, на стекло кладём картинку с изображением маляра, который что-то закрасил. Предметную картинку положим под картинку с изображением маляра. При включении света под закрашенной областью верхней картинки проявляется рисунок. Задача ребёнка сказать, что закрасил маляр. Например: «Маляр закрасил крышку».
  9. Дидактическая игра «Крот»

    Цель:
    автоматизация звука [р]
    Задачи:
    автоматизировать звук [р] в предложениях; формировать умение составлять предложения; формировать умение правильно согласовывать глаголы с именами существительными в винительном падеже.
    Ход игры:
    Ребёнок вращает верхний круг. Поочерёдно в прорези верхнего круга появляются изображения предметов со звуком [р].
    Логопед произносит слова: «Кто узнает, кто поймёт, что скрывает в норке крот?». Ребёнок отвечает: «В норке крот скрывает ромашку».
  10. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

    Цель:
    автоматизация звука [р]
    Задачи:
    автоматизировать звук [р] в словах; развивать логическое мышление; закреплять обобщающие понятия.
    Ход игры:
    Ребёнок называет все 4 картинки поочередно, затем, находит и называет лишнюю картинку, чётко произнося звук [р]. Три картинки объединены одним обобщающим понятием, а одна лишняя.
  11. Дидактическая игра «Накорми космонавтов»

    Цель:
    автоматизация звука [р]
    Задачи:
    автоматизировать звук [р]; учить дифференцировать звуки [р]-[л]
    Ход игры:
    ребёнок называет каждую картинку, изображённую на тюбике с «космической едой», распределяя их между космонавтами.
  12. Дидактическая игра «Рыбалка»

    Цель:
    автоматизация звука [р]
    Задачи:
    автоматизировать звук [р]; учить дифференцировать звуки [р]-[р]
    Ход игры:
    Ребёнок «ловит» рыбку (берёт её и смотрит на изображение с обратной стороны). Если в слове есть звук [р], кладёт рыбку в синее ведро, если в слове звук [р’] – в зелёное ведро.
Поделиться

     

    Вернуться: Методическая копилка

    Данный сайт использует файлы cookie. Закрытие данного сообщения или продолжение использования сайта означают Ваше согласие на использование файлов cookie в соответствии с Правилами пользования файлов cookie