Лепбук «Звук Р»
15 сентября 2020
- Актуальность:
- в современном обществе речевое развитие детей идет с опозданием по всем компонентам речевой системы. Звукопроизношение многих детей страдает на всех этапах: от вызывания звука до его автоматизации в произвольной речи. Дети лучше усваивают любой материал, если он им будет преподнесён наглядно.
- Цель:
- автоматизация звука [р]
- Задачи:
- учить произносить звук Р изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях; учить дифференцировать звуки р и рь, учить дифференцировать звуки р и л
В данном пособии представлены разнообразные игры на коррекцию и автоматизацию и дифференциацию звука [р].Предназначено для детей старшего дошкольного возраста. В своей работе могут использовать логопеды, воспитатели (на этапе закрепления полученных знаний).
Содержит игры:
«Звуковая дорожка»
- Цель:
- автоматизация звука [р]
- Задачи:
- автоматизировать изолированный звук [р];
учить координировать движения пальца руки и произнесение звука;
развивать речевой выдох. - Ход игры:
- ребёнок пальчиком проводит по дорожке, произнося звук [р].
Игра «Лабиринты»
- Цель:
- автоматизация звука [р]
- Задача:
- автоматизировать звук [р] в словах
- Ход игры:
- Ребёнок проходит лабиринт от старта до финиша, называя слова со звуком [р].
Дидактическая игра «Посчитай-ка, дружок».
- Цель:
- автоматизация звука [р]
- Задачи:
- автоматизировать звук [р] в словосочетаниях;
формировать умение согласовывать существительные с числительными - Ход игры:
- ребёнок произносит словосочетания «числительное + существительное», четко произнося звук [р].
Можно использовать маркер на водной основе. В этом случае ребёнок проводит линию от цифры к картинке.
Дидактическая игра «Ромашка»
- Цель:
- автоматизация звуков [р], [р’] в слогах.
- Задача:
- автоматизировать звуки в прямых и обратных слогах
- Ход игры:
- ребёнок называет поочередно прямые и обратные слоги, повторяя за логопедом.
Дидактическая игра «Круги»
- Цель:
- автоматизация звука [р]
- Задачи:
- автоматизировать звук р в словах в разных позициях (начало, середина, конец слова); формировать умение правильно определять позицию звука в слове.
- Ход игры:
- Ребёнок крутит круги, что бы получилось целое изображение предметов. Затем, называет каждый предмет, изображённый в круге. Уточняется позиция звука [р] в слове.
Дидактическая игра «Закрой картинку»
- Цель:
- автоматизация звука [р]
- Задачи:
- автоматизировать произношение звука [р] в словах в разных позициях (начало, середина, конец); закреплять умение определять позиции звука в слове.
- Ход игры:
- Ребёнок называет картинку и накрывает её фишкой определённого цвета. Картинку можно закрыть только после того, как правильно произнесён звук. Кроме того, нужно правильно выбрать цвет фишки. Если звук [р] находится в начале слова, картинку следует накрывать красной фишкой, если в середине слова – жёлтой, если в конце слова – зелёной. Дети по очереди называют слова и накрывают картинки фишками.
Дидактическая игра «Верни предмет»
- Цель:
- автоматизация звука [р]
- Задачи:
- автоматизировать звук [р] в предложениях; формировать умение составлять предложения.
- Ход игры:
- ребёнок раскладывает предметные картинки рядом с героем, кому этот предмет необходим. Свои действия озвучивает предложениями, например: «КоРабль веРнули пиРату».
Дидактическая игра «Что закрасил маляр?»
- Цель:
- автоматизация звука [р]
- Задачи:
- автоматизировать сочетания КР в предложениях; закреплять умения составлять предложения.
- Ход игры:
- Для игры потребуется лампа и стекло. Под стекло устанавливается лампа, на стекло кладём картинку с изображением маляра, который что-то закрасил. Предметную картинку положим под картинку с изображением маляра. При включении света под закрашенной областью верхней картинки проявляется рисунок. Задача ребёнка сказать, что закрасил маляр. Например: «Маляр закрасил крышку».
Дидактическая игра «Крот»
- Цель:
- автоматизация звука [р]
- Задачи:
- автоматизировать звук [р] в предложениях; формировать умение составлять предложения; формировать умение правильно согласовывать глаголы с именами существительными в винительном падеже.
- Ход игры:
- Ребёнок вращает верхний круг. Поочерёдно в прорези верхнего круга появляются изображения предметов со звуком [р].
Логопед произносит слова: «Кто узнает, кто поймёт, что скрывает в норке крот?». Ребёнок отвечает: «В норке крот скрывает ромашку».
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
- Цель:
- автоматизация звука [р]
- Задачи:
- автоматизировать звук [р] в словах; развивать логическое мышление; закреплять обобщающие понятия.
- Ход игры:
- Ребёнок называет все 4 картинки поочередно, затем, находит и называет лишнюю картинку, чётко произнося звук [р]. Три картинки объединены одним обобщающим понятием, а одна лишняя.
Дидактическая игра «Накорми космонавтов»
- Цель:
- автоматизация звука [р]
- Задачи:
- автоматизировать звук [р]; учить дифференцировать звуки [р]-[л]
- Ход игры:
- ребёнок называет каждую картинку, изображённую на тюбике с «космической едой», распределяя их между космонавтами.
Дидактическая игра «Рыбалка»
- Цель:
- автоматизация звука [р]
- Задачи:
- автоматизировать звук [р]; учить дифференцировать звуки [р]-[р]
- Ход игры:
- Ребёнок «ловит» рыбку (берёт её и смотрит на изображение с обратной стороны). Если в слове есть звук [р], кладёт рыбку в синее ведро, если в слове звук [р’] – в зелёное ведро.