Персональный сайт учителя-логопеда Атамановой Людмилы Геннадьевны

Логопедическое занятие в подготовительной группе по теме «Одежда»

18 декабря 2017

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе по теме «Одежда»

Цель: коррекция речи детей

Коррекционно-образовательные задачи:

расширить и активизировать словарь по теме;

совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные; учить согласовывать существительные в роде, числе, учить согласовывать числительные с существительными;

учить составлять описательные рассказы по опорным схемам,

учить подбирать антонимы;

формировать навык деления слов на слоги.

Коррекционно-развивающие задачи:

развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, мелкой и общей моторики, ко-ординации речи с движением;

 выработка у ребенка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимого для правильного произношения звуков.

Коррекционно-воспитательные задачи:

формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование
артикуляционное пособие «Ротик», большая шляпа, оформленная в сказочном стиле; предметные картинки с изображением одежды; мяч, опорные схемы для составления рассказа по теме «Одежда»

Ход занятия

 

Орг. момент

- Раз, два, три, четыре, пять –

Приглашаю поиграть.

А играть мы будем с язычком.

- Ребята, вы любите сказки? Предлагаю вам прослушать сказку о Весёлом Язычке и выполнить все упражнения вместе с Весёлым Язычком.

 

Артикуляционная гимнастика

«Сказка о веселом язычке»

Жил-был Веселый Язычок. Он всем весело улыбался – упр. «Улыбка»

  Открыл язычок однажды широко двери своего домика (широко открыть рот) и вышел погреться на солнышке (упражнение «Лопаточка»: Поперек улыбки лег – отдыхает язычок. Посмотрите, какой язычок плоский, ленивый). 

Потом Язычок пошел дальше и дальше (Вытянулся вперед – упражнение «Иголочка», вот так!). Посмотрел Язычок на солнышко, солнышко тоже ему улыбнулось (Вот так!).

 Посмотрел Весёлый Язычок под ноги, потянулся опять вверх, наклонился вниз (И еще разок! Вот так! – ребенок повторяет упражнение).

После зарядки Веселый Язычок посмотрел на часики. Маятник на часиках бегал из стороны в сторону (упражнение «Часики»): Вот так! Влево-вправо кончик ходит, будто места не находит). 

«Пора завтракать» – подумал Язычок. На завтрак он выпил молочка и облизал губы.

 В гости к Язычку зашел Индюк. Индюк тоже выпил молочко  и весело заболтал (Вот так! Упражнение «Индюк»). Давайте и мы поболтаем с индюком: приоткройте рот, положите язык на верхнюю губу и делайте движение широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад. Теперь медленно поглаживай губу, стараясь не отрывать язык от губы. Быстрей поглаживай губу языком и добавляй голос, пока не послышатся звуки: бл-бл-бл. 

Потом друзья вместе пошли к лошадке. Она весело скакала и цокала копытами (Вот так! Упражнение «Лошадка»). 

Поиграв во дворе, Язычок вспомнил про свой новый барабан. Он показал барабан друзьям и научил в него стучать (Вот так! Упражнение «Барабан»). Повторяй за мной: улыбнись, открой рот, постучи кончиком языка за верхними зубами, отчетливо произнося твердый звук Д. Делай удары медленно, следи, чтобы нижняя челюсть не двигалась. 

Устал Веселый Язычок, вернулся домой (язычок убрать, рот закрыть).

 Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так» (упражнение «Часики») и лег спать.

- Язычок из сказки лёг отдыхать, а наши язычки размялись для произнесения чистоговорок.

 

Чистоговорки

- Я произношу первый раз чистоговорку, а вы произносите второй раз.

Ма-ма-ма – платье шью сама

Ом-ом-ом – бантик есть на нём

Ми-ми-ми – поясок возьми

Тё-тё-тё – отложили мы шитьё

Ать-ать-ать – мы идём гулять

То-то-то – я иду в пальто

 

Объявление темы

Логопед:

- Сегодня мы послушаем сказочную историю Большой Шляпы. На своем пути ей приходилось решать сложные задачи. С некоторыми она справиться затруднялась… Поэтому она просит помощи у вас, поможем Б.Ш.? 

Однажды холодным осенним днем вышла Б.Ш. на прогулку, а на встречу ей идут - платье, шорты и футболка, шуба, пальто, плащ и куртка (логопед выставляет картинки на доску). Задумалась Б.Ш: что же это такое, как все эти предметы можно назвать одним словом?

- Ребятки, история Б. Ш. связана с одеждой.

 - Слушаем дальше Б. Ш.

 

Проблема.

Смотрит Б.Ш. и никак не может понять, почему платье, шорты и футболка ежатся от холода и не могут согреться, шубе очень жарко и только плащ и пальто чувствуют себя прекрасно. 

Ребята! Расскажите, почему так по - разному чувствовали себя предметы одежды? 
Игра «Летняя, осенняя, зимняя». Дети отвечают на вопросы логопеда. 
Логопед:

- Почему замерзли платье, шорты и футболка? 
- Почему было жарко шубе? 
- А почему пальто и плащ чувствовали себя прекрасно? 

 

Загадки

- Одежда предложила Б. Ш. отгадать загадки про неё и разделить слова-отгадки на слоги. Поможем Б. П. ?

 

  1. По дороге я шёл,

    Две дороги нашёл,

    По обеим пошёл. (Штаны)

  2. Дождик, посильнее плачь,

    Я надену новый... (плащ).

  3. Пушиста, а не снег.

    Греет, а не печка… (шуба)

  4. Не галстук он, не воротник,

    А шею обнимать привык.

    Но не всегда, а лишь тогда,

    Когда бывают холода… (шарф)

- Молодцы, ребятки. Помогаете Б. Ш.

 

Игра с мячом «Один - много». 

- Большая шляпа предлагает поиграть с мячом.

Мы – волшебники немного.

Был один, а станет много.

Логопед катит мяч по столу, называя предмет одежды в единственном числе, дети называют этот предмет во множественном числе.

Шуба, шарф, юбка, пиджак, кофта, платье, куртка, рубашка.

- Б. Ш. предлагает поиграть в игру

  «Скажи наоборот».

– Я назову слова, а вы скажете наоборот.

Чистая -…(грязная) Мять -…(гладить)

Новый – …(старый) Надевать -…(снимать)

Белая -…(черная)

- Молодцы!

- Устали?

 

Б. Ш. предлагает вам встать и отдохнуть

Физкульт. минутка «Одежда»

 

Это платье для Наташки  

Красные горошки.       

А на платье два кармашка,

Спрячем в них ладошки

Это брюки для Илюши 

Сшила бабушка из плюша 

Ходит в них гулять Илья    

Он большой, как ты и я.

 

Упражнение «Посчитай»

- Б. Ш. предлагает вам посчитать предметы одежды. Пальчики приготовили? Считать будем такие предметы одежды: одна куртка, один шарф, одна шуба, одна юбка, одна рубашка.

Игра : «Какой, какая, какое?». Дети образуют слова признаки от словосочетаний. 

- Логопед: Б.Ш. стало интересно, из какого материала сделана одежда и она решила спросить об этом своих новых друзей, то есть вас.

Давайте мы расскажем шляпе, из чего и какие бывают предметы одежды.

Шляпа, из фетра какая, - фетровая.

Платье из ситца – ситцевое

Платье из бархата – бархатное

Платье из шелка – шелковое.

Кофта из шерсти – шерстяная.

Перчатки из кожи – кожаные.

Шуба из меха – меховая.

Дубленка из замши – замшевая.

Пальто из драпа – драповое.

Куртка из джинсовой ткани – джинсовая.

 

Упражнение «Жадина»

- Б. Ш. хочет научится играть в игру «Жадина».

- Научим её?

– Я буду показывать картинки и спрашивать чье это? А вы будете отвечать.

Чей шарф? Чьи джинсы? Чей жилет?

Чья футболка? Чья шуба?  Чей плащ?

 

Составление описательных рассказов об одежде.

Что это?

Какого цвета?

Из какого материала сшита?

Из каких частей состоит?

Кто носит?

 

Пальчиковая гимнастика.

- Большая шляпа очень рада, что вы ей помогли. А, кстати, мы сегодня много говорили об одежде, но не сказали,  Б. П. это что за предмет?

- А какие головные уборы вы знаете ещё?

- Б. Ш. очень вам благодарна и хочет вас научить делать новую гимнастику для пальчиков.

 

Пальчиковая гимнастика «Мы стираем».

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем вещи мы стирать:

Платье, брюки и носочки,

Юбку, кофточку, платочки.

Шарф и шапку не забудем –

Их стирать мы тоже будем.

 

Итог.

- Мы сегодня помогали большой шляпе. Б. Ш. благодарит вас за помощь.

Что понравилось вам на прогулке с Большой шляпой?

Поделиться

 

Вернуться: Методическая копилка