Персональный сайт учителя-логопеда Атамановой Людмилы Геннадьевны

Мастер – класс для педагогов «Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста»

20 ноября 2019

Тема:

«Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста».

Цель:
познакомить педагогический коллектив с системой приёмов и методов коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные -
активизировать словарь существительных, прилагательных и глаголов по теме консультации.
Развивающие -
развивать умение замечать и правильно реагировать на нарушение слоговой структуры слова у ребенка.
Воспитательные -
сформировать интерес у педагогического коллектива к данной проблематике.
Активизация словаря:
слоговая структура слова (ССС), лексика, грамматика, фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), дисграфия, дислексия.
Оборудование:
предметные картинки, бумажные полоски (для обозначения слогов), фишки (для обозначения звуков - синие, зеленые, красные), музыкальные инструменты, бумага, ножницы.
  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада Вас приветствовать на нашем мастер – классе, прошу, присаживайтесь.

  1. Объявление темы мастер - класса.

- Тему нашего мастер - класса я предложу Вам определить самостоятельно, для этого произнесу слова так, как их говорят дети, а вы попробуете догадаться, что же они имели в виду:
«поднонник» или «поддонник» - подоконник,
«мидолы» - помидоры,
«фопотарат» - фотоаппарат,
«мионинел» - милиционер,
«кошолад» - шоколад,
«бизяна» - обезьяна,
«барелина» - балерина.

- Смогли ли вы догадались, какие предметы дети называли? Вызвало ли это у Вас затруднение, почему? (Дети переставляли и пропускали звуки и слоги, заменяли одни звуки другими.)

- Вы правы, была нарушена слоговая структура слова. Наш мастер – класс будет посвящен коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.

  1. Теоретический аспект.

Одной из значимых задач в работе по обучению в ДОУ и семье является развитие связной речи детей дошкольного возраста: формирование грамматической и фонетико- фонематической компетенций, обогащение и систематизация лексикона. Ребенок с хорошо развитой речью может легко вступить в общение не только со сверстниками, но и с взрослыми, четко выразить свои мысли, задать вопросы. Наоборот же, у ребенка с речевыми нарушениями в возрасте 5-7 лет, когда он уже адекватно оценивает свои возможности, могут появляться комплексы, связанные с его речевыми дефектами.

Ближе к поступлению в школу остро встает вопрос о состоянии речи детей, особое внимание уделяется звукопроизношению, так как существует тесная взаимосвязь между чистотой звучания речи и орфографической грамотностью будущего школьника: дети переносят свои ошибки из устной речи в письменную, что проявляется в виде специфических ошибок чтения и письма (дислексий и дисграфий).

Так что же такое нарушение слоговой структуры слова? Нарушение слоговой структуры слова – это речевой дефект, характеризующийся искажением структуры (состава) слова: дети пропускают, заменяют, добавляют новые, а так же переставляют местами слоги или звуки. Диапазон этого речевого нарушения может колебаться от трудностей произнесения слов со сложной слоговой структурой до невозможности произнесения простых слов даже с опорой на картинку. У детей без речевых нарушений в возрасте от 2 лет 3 мес. до 3 лет формирование слоговой структуры слова подходит к завершению: малыши могут произносить сложные слова, однако иногда допускают редкие ошибки в малознакомых словах (Н.С.Жукова, А.Н.Гвоздев).

  1. Практическая часть. Коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.

В логопедической работе по коррекции нарушений слоговой структуры слова выделяют 2 этапа: подготовительный и коррекционный.

  1. Подготовительный этап.

Цель: подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка (в работе используется невербальный и вербальный материал). Представляю Вашему вниманию задания, которые используются на подготовительном этапе.

  1. Упражнение «Где позвонили? »
    Попросить ребенка отвернуться или завязать ему глаза и позвенеть колокольчиком слева от него, справа, снизу и сверху, попросить, чтобы он правильно определил, с какой стороны доносится звон колокольчика. Это же задание можно провести с другими звучащими предметами.
  2. Упражнение «Далеко – близко».
    Попросить детей закрыть глаза и определить, где звенит колокольчик: далеко (звук тихий) или близко (звук громкий).
  3. Упражнение «Что звучит?»
    Попросить детей закрыть глаза и на слух определить, какой музыкальный инструмент звучит (колокольчик, погремушка, дудочка, бубен и т.д.). Это же упражнение можно проводить и с открытыми глазами детей, но в этом случае ширма должна закрывать музыкальный инструмент и руки педагога, чтобы по их движению нельзя было догадаться, какой инструмент используется.
  4. Упражнение «Чудо-кубик».
    По очереди предложить детям бросить игральный кубик и хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек изображено на верхней грани. Так же можно попросить детей не хлопать, а топать или делать шаги вперед.
  5. Упражнение «Слушай, запоминай, карточку поднимай!».
    Педагог отхлопывает ритм или просто хлопает в ладоши несколько раз и просит детей поднять подходящую карточку (на карточке может быть написана цифра, нарисованы точки (как на игральном кубике), обозначающие количество хлопков или изображен ритмический рисунок: !!! !!, ! !! !!! и т. д.).
  6. Упражнение «Попробуй, повтори!».
    Педагог отхлопывает руками (отстукивает ручкой по поверхности стола) несложный ритм и просит детей его повторить (в начале всех одновременно, а затем по очереди).
  1. Коррекционный этап.

Цель: непосредственная коррекция нарушения слоговой структуры слова (в работе используется вербальный материал).

Коррекционный этап включает в себя работу на уровне звуков, слогов и слов.Но перед работой со звуками стоит обратить внимание на сформированность пространственно-временных представлений: дети должны владеть понятиями «начало», «середина», « конец», « перед», « за», «после», «первый», « последний». Эти понятия необходимы для усвоения последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

  1. Упражнение «Репка».
    Дети вместе с педагогом отыгрывают сказку «Репка» с использованием кукольного театра или плоскостных изображений героев, а затем отвечают на вопросы о местоположении того или иного персонажа. Например, «Кто стоял между Бабкой и Жучкой? Кто стоял за кошкой? Кто стоял перед внучкой?»
  2. Упражнение «Паровозик».
    Детям предлагают встать друг за дружкой, как вагончики паровоза, и немного «поездить» по группе, а затем остановиться и рассказать о положении своего вагончика, используя слова: перед, после, до, за, между, первый, последний. Далее дети разбегаются, вагончики перемешиваются и игра повторяется.
  1. Работа на уровне звуков.

  1. Упражнение «Отгадай звук!».
    Педагог показывает артикуляцию гласного звука, но при этом не называет его, а дети должны догадаться и назвать загаданный звук («а», «о», «у», «и», «э», «ы»).
  2. Упражнение «Кто так говорит?».
    Звучание одного и того же звука может быть разным, в зависимости от того, кто его произносит, например: звук «А» - плачет Аня, поёт певица, врач смотрит горлышко у ребенка, мама укачивает своего малыша и т.д. Предложите детям сюжетные картинки и попросите определить, какой звук может произнести тот или иной герой.
  3. Упражнение «Поймай звук».
    Педагог произносит серию звуков, а дети должны хлопнуть в ладоши (топнуть ногой) только когда услышат заданный звук. Начинать лучше с серии гласных звуков, затем гласные – согласные, согласные – согласные.
    На этом этапе развивается не только фонематический слух, но и дыхание, мимика, память и внимание.
  1. Работа на уровне слогов.

  1. Упражнение «Скажи наоборот».
    Педагог произносит слог, а ребенок должен его повторить, но задом наперед (с конца), например: РА – АР, АП – ПА, СКА – АСК и т. д (начинаем с прямых слогов, далее закрытые, а после слоги с стечением согласных).
  2. Упражнение «Слоговая лесенка».
    Педагог рисует на доске лесенку, на её первой сверху ступеньке написана буква А, на второй - О, третей – У, четвертой – Ы, пятой – Э и предлагает детям помочь согласной букве спуститься вниз, для этого им необходимо назвать какой слог получится (буква К: ка, ко, ку, кы, кэ, буква В: ва, во, ву, вы, вэ и т.д.)
    По такому же принципу можно отрабатывать закрытые слоги, например: для буквы С: ас, ос, ус, ыс, эс.
  3. Упражнение «Выложи слог»
    Педагог предлагает детям фишки – кружки красного (для гласных звуков) и синего цветов (для согласных) и просит выложить схему слога: гласный – согласный (ак, ор…), согласный - гласный (на, ву..), согласный - согласный-гласный (сто, кру…)
  4. Упражнение «Эхо».
    Педагог произносит серию слогов и просит детей по памяти ее повторить, как будто они эхо (слоги нельзя пропускать и менять местами).
  1. Работа на уровне слова.

  1. Упражнение «Длинное слово – короткое слово».
    На столе перед ребенком лежат длинная полоска (обозначает длинное слово) и короткая полоска (обозначает короткое слово), педагог произносит слово, а ребенок должен определить его размер и положить фишку под полоску соответствующей длины.

    Слова для работы: рот, милиционер, колокольчик, сыр, нос, подоконник, сок, светофор, экскаватор, ров, библиотека и т.д.
  2. Упражнение «Придумай конец слова».
    Педагог дает начало слова (слог), а дети добавляют слоги в конец, чтобы получились различные слова, например: РУ – ка, - мянец, - чей, - кав, - банок и т.д.
  3. Упражнение «Доскажи словечко».
    Педагог произносит слово, а дети должны назвать его последний слог и подобрать слово, начинающееся на этот слог: рама – Маша – шашки – кино – ноты и т.д.
  4. Упражнение «Поэты».
    Педагог предлагает детям ненадолго стать поэтами и придумать рифму к предмету, нарисованному на картинке, например: ложка – ножка, молодец – огурец и т.д.
    Возможные рифмы: лиса – коса (оса), сова – трава, каска – маска (краска), зайка – майка, свечка – печка, мышка – крышка, малыш – камыш, лягушка – подушка (подружка), мишка – книжка, флажок – пирожок, ложка – кошка (крошка), калач – силач, улитка – калитка.
  5. Упражнение «Отхлопай словечко».
    Педагог предлагает детям хлопнуть с ладоши столько раз, сколько в этом слове слогов.
    Можно усложнить это задание и попросить сосчитать количество слогов в слове, назвать 1, 2, 3, 4 слоги (по порядку или вразнобой).
  6. Упражнение «Цепочка слов».
    Педагог просит детей повторить за ним цепочку слов, при этом слова местами менять и пропускать нельзя.
    МЁД — ГОД — КОТ — ЛЁД
    КИТ — ВИД — ЩИТ
    СОМ — ДОМ — КОМ — ТОМ
    СОМ — СОН — СОК
    ЛУК — БУК — ТУК — СУК
  7. Упражнение «Слово сломалось».
    Педагог говорит детям, что слово сломалось: все слоги перепутались и, чтобы починить его, надо вернуть их на свои места.
    Например: ЛА – ПИ (пила), ЖА — ЛУ, ГИ – НО, КА — MAC, ТА — ПАС, ТЫ — КУС, КА — МУ, КА — СУМ, БА – ТРУ, ДУК – СУН, НИК — ЛЫЖ, ТУК – ФАР, ДЫШ – ЛАН, ПОТ — КОМ.
  1. Подведение итогов.

Что нового Вы узнали на нашем мастер - классе?
Какие вопросы у Вас возникли, осталось ли что-то неясным?
Какие темы Вы бы хотели обсудить на следующих консультациях, мастер - классах?

Список используемой литературы

  1. Аранович З. Е. «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей», Детство-Пресс, 2004 г.
  2. Богомолова А.И. «Логопедическое пособие для занятия с детьми», М., изд. Школа; СПБ., Библиополис, 1996 г.
  3. Большакова С.Е. «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей», «Формируем слоговую структуру слова», Сфера,2007 г.
  4. Большакова С. Е. «Работа логопеда с дошкольником», М., 1996 г.
  5. Т. А. Ткаченко «Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4-6 лет» к пособиям «Учим говорить правильно», ГНОМ и Д, 2004 г.
  6. Курдвановская Н. В., Ванюкова Л.С. «Формирование слоговой структуры слова», М. : Сфера, 2007 г
  7. Ценина Н. Б. «Раз, два, три - слоги повтори», Сфера, 2011 г.
Поделиться

 

Вернуться: Методическая копилка