Персональный сайт учителя-логопеда Атамановой Людмилы Геннадьевны

Режиссёрская разработка по взаимодействию с учителем-логопедом в группе комбинированной направленности

2 октября 2019

Развлечение «Весна, весна, поди сюда!»

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое», «Социально-коммуникативное».

Цель:

ознакомление детей с народными традициями, с использованием русского фольклора.

Задачи:

  1. познакомить с народным обрядом, связанным со встречей весны;
  2. развивать речь, заучивая заклички, поговорки;
  3. воспитывать интерес и уважение к традициям русского народа;
  4. прививать любовь к народному слову с помощью малых форм устного народного творчества (загадки, попевки, потешки).

Методы и приёмы:

  • практические: упражнение «Составь схему слова», хороводная игра «Идёт матушка весна»;
  • наглядные: рассматривание картинок с изображением птиц, составление схем слов-отгадок;
  • словесные: беседа, загадки, заклички, песни, потешки.

Материалы и оборудование:

магнитофон; аудио запись звучания ручья, капели; аудиозапись «Песня жаворонка» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского; веточка вербы, схемы слов-отгадок; картинки с изображением перелётных птиц.

Планируемые результаты:

дети проявят познавательный интерес к народным обрядам, обычаям, связанным со встречей весны; эмоционально откликнутся на загадки, потешки, попевки; развитие связной устной речи в общении со взрослыми и сверстниками.

Словарная работа:

обряд - встреча весны, проводы зимы; заклички, поговорки; весна – красна.

Подготовительная работа:

рассматривание иллюстраций о праздниках на Руси; звучание закличек, примет, поговорок о весне.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Хороводная игра «Идёт матушка весна», закличка с движениями.

Коммуникативная

Отгадывание загадок, беседа

Игровая

Игровая ситуация

Логика образовательной деятельности

Деятельность взрослых

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Организационный момент

Бабушка Арина приглашает детей:
- Прошу, прошу в избу, гости дорогие. Петушок мой рано встал, всем- всем о весне прокричал.

Дети под музыку входят в зал (звучат в записи капель, журчание ручьев)

Создан благоприятный фон для дальнейшей работы

А я думаю, не рано ли? Зима еще царствует в наших краях, уступит ли она свой черед весне – красне? Как вы считаете?

Дети отвечают

2.

Введение в тему

Бабушка Арина:

- Посмотрим в окошко да поищем приметы весны.

Дети называют приметы весны (ослепительное солнце, чернота проталин, сосульки, звенящие капелью, веселое чириканье воробьев и т. д.)

Дети увидят в окно и назовут все приметы весны

3.

Повторение заклички

Бабушка Арина:

- Всему свое время. И сколько зима не лютует, придет и весенняя пора. Давайте-ка, ребята, поаукаем весну, чтобы она к нам побыстрее пришла. Я вас научу.

- Весна, приди!

Три угодья принеси!

Первое угодье –

В реках половодье!

Другое угодье –

Солнце на подворье!

Третье угодье –

Зеленое раздолье!

Дети повторяют каждую строчку заклички за бабушкой Ариной.

Дети повторяют и заучивают закличку

4.

Выход весны

Звучит музыка. Появляется Весна с букетиком вербы.

Дети водят вокруг Весны хоровод вместе с бабушкой Ариной, поют песню.

Дети будут водить хоровод и споют песню

Весна выбирает мальчика, с которым они образуют воротца.

Идет матушка – весна,

Отворяй-ка ворота.

Первым март пришел –

Всех детей провел,

А за ним и апрель,

Отворил окно и дверь,

А уж как пришел май –

Сколько хошь теперь гуляй!

Дети змейкой пройдут через ворота несколько раз.

5.

Игры с Весной

Весна:
А скажите-ка мне, дети, какие вы знаете приметы весны?

Дети отвечают (Удлинился день, растаял снег, набухают почки, ожили насекомые, прилетают птицы из теплых краев.)

Дети назовут приметы весны

Весна:

- Сбирались птицы,

Сбирались певчие стадами, стадами

Садились певчие рядами, рядами…

- Нам об этом возвещают птицы, которые возвращаются из дальних стран к себе на Родину, домой. Сорок сороков птиц летят, весну несут.

Весна:

-  Отгадайте загадки:

 Черный, проворный, кричит «Крак!», червякам враг. (Грач.)

 Спереди у птички шильце, позади у птички вильце, сама птичка мала, а за морем была (Ласточка.)

Дети отгадывают загадки, составляют схемы слов-отгадок

Дети правильно назвали слова-отгадки: грач, ласточка. Дети составили схемы слов- отгадок.

Весна:

- Ребята, а ещё каких перелётных птиц вы знаете?

Дети называют перелётных птиц

Дети вспомнили птиц: скворец, кукушка, жаворонок и др.

6.

«Песня жаворонка» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.

Весна:
Послушайте, как передал в музыке композитор Петр Ильич Чайковский щебетание жаворонков.

Дети садятся на стульчики, слушают музыкальное произведение

Дети услышали щебетание жаворонка в музыкальном произведении, приобщились к прекрасному

7.

Рассказ о традиции печь жаворонков

Бабушка Арина:
22 марта, когда день становится по длине равен ночи, в каждом доме лепили из теста птичек (жаворонков), пекли их, мазали медом. У кого не было теста, те лепили из глины, мастерили из тряпок и бумаги. Все ходили по селу и пели заклички. Давайте и мы споем закличку.

Весна:

Жаворонок, жаворонок!

Возьми себе зиму,

А нам отдай весну.

Возьми себе сани,

А нам дай телегу.

- В давние времена говаривали:

Увидел скворца – весна у крыльца.

Ранний прилет грачей и жаворонков – к дружной весне.

Дети поют закличку:

Жаворонки прилетите,

Красну – весну принесите.

Принесите весну на своем хвосту,

На сохе, бороне, на овсяном снопе.

Дети вспомнили слова заклички

8.

Закличка с движениями

Бабушка Арина:

- Повторяйте за мной каждую строчку заклички.

Дети встают полукругом.

Дети повторяют закличку и выполняют движения:

Приди, весна, приди, красна!

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным.

Дети выполнили движения, сопровождающие закличку

Бабушка Арина:
Весна, Весна. Что ты нам принесла?

Весна:
Принесла я вам здоровье:

Первое – коровье,

Второе – овечье,

А третье – человечье!

(Дотрагивается до каждого ребенка веточкой вербы).

9.

Рассказ о Дне Егория -вешнего.

Бабушка Арина:
Вот послушайте, ребята, что я вам расскажу. 23 апреля наступит день Егория – вешнего. По традиции тогда впервые после зимы выгоняют скот на зеленеющие новой травкой луга. Даже пословицы об этом есть.

Пришел Егорий – и весне не уйти.

Чего – чего боится зима,

А теплого Егория – больше всего.

- Выгоняли скот на первую пастьбу освященной весточкой вербы. Егория просили охранять животинку от волка и медведя, приговаривали:

А сегодня Егорий в поле,

Гони Скотину на волю!

Ешьте, коровки, траву шелковую,

Пейте, коровки, воду ключевую

Дети слушают бабушку Арину.

Дети узнали о Дне Егория – вешнего.

Бабушка Арина.

Рано – рано поутру

Пастушок: «ту – ру – ру - ру».

А коровки по селу:

«Му – му -му» да «му – му - му».

Ты, Буренушка, ступай,

В чистом поле погуляй.

А вернешься вечерком –

Напоишь нас молоком.

Дети провожают Буренушку бабушки Арины (большую игрушечную корову) «пастись» и поют вместе с бабушкой Ариной и Весной.

Дети проводили корову, спели песню.

10.

Объяснение смысла пословицы

Весна:

- Как вы понимаете поговорку «Без труда – не выловишь и рыбку из пруда?»

Дети высказывают свои мысли о том, как они понимают смысл поговорки.

Дети смогли объяснить поговорку, привели свои примеры.

11.

Вывод о русских традициях

Бабушка Арина:

- Конечно, даже чтоб попраздновать, повеселиться, надо потрудиться: и наряды праздничные сшить, и угощенье приготовить – все необходимое сделать. Вот такие наши русские традиции.

Весна выносит на подносе «жаворонков», символизирующих приход весны, испеченных руками самих детей. Праздник заканчивается чаепитием.

Поделиться

Методическая копилка

Данный сайт использует файлы cookie. Закрытие данного сообщения или продолжение использования сайта означают Ваше согласие на использование файлов cookie в соответствии с Правилами пользования файлов cookie