Режиссёрская разработка по взаимодействию с учителем-логопедом в группе комбинированной направленности
2 октября 2019
Развлечение «Весна, весна, поди сюда!»
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое», «Социально-коммуникативное».
Цель:
ознакомление детей с народными традициями, с использованием русского фольклора.
Задачи:
- познакомить с народным обрядом, связанным со встречей весны;
- развивать речь, заучивая заклички, поговорки;
- воспитывать интерес и уважение к традициям русского народа;
- прививать любовь к народному слову с помощью малых форм устного народного творчества (загадки, попевки, потешки).
Методы и приёмы:
- практические: упражнение «Составь схему слова», хороводная игра «Идёт матушка весна»;
- наглядные: рассматривание картинок с изображением птиц, составление схем слов-отгадок;
- словесные: беседа, загадки, заклички, песни, потешки.
Материалы и оборудование:
магнитофон; аудио запись звучания ручья, капели; аудиозапись «Песня жаворонка» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского; веточка вербы, схемы слов-отгадок; картинки с изображением перелётных птиц.
Планируемые результаты:
дети проявят познавательный интерес к народным обрядам, обычаям, связанным со встречей весны; эмоционально откликнутся на загадки, потешки, попевки; развитие связной устной речи в общении со взрослыми и сверстниками.
Словарная работа:
обряд - встреча весны, проводы зимы; заклички, поговорки; весна – красна.
Подготовительная работа:
рассматривание иллюстраций о праздниках на Руси; звучание закличек, примет, поговорок о весне.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
---|---|
Двигательная | Хороводная игра «Идёт матушка весна», закличка с движениями. |
Коммуникативная | Отгадывание загадок, беседа |
Игровая | Игровая ситуация |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность взрослых | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
---|---|---|---|
1. | Организационный момент | ||
Бабушка Арина приглашает детей: | Дети под музыку входят в зал (звучат в записи капель, журчание ручьев) | Создан благоприятный фон для дальнейшей работы | |
А я думаю, не рано ли? Зима еще царствует в наших краях, уступит ли она свой черед весне – красне? Как вы считаете? | Дети отвечают | ||
2. | Введение в тему | ||
Бабушка Арина: - Посмотрим в окошко да поищем приметы весны. | Дети называют приметы весны (ослепительное солнце, чернота проталин, сосульки, звенящие капелью, веселое чириканье воробьев и т. д.) | Дети увидят в окно и назовут все приметы весны | |
3. | Повторение заклички | ||
Бабушка Арина: - Всему свое время. И сколько зима не лютует, придет и весенняя пора. Давайте-ка, ребята, поаукаем весну, чтобы она к нам побыстрее пришла. Я вас научу. - Весна, приди! Три угодья принеси! Первое угодье – В реках половодье! Другое угодье – Солнце на подворье! Третье угодье – Зеленое раздолье! | Дети повторяют каждую строчку заклички за бабушкой Ариной. | Дети повторяют и заучивают закличку | |
4. | Выход весны | ||
Звучит музыка. Появляется Весна с букетиком вербы. | Дети водят вокруг Весны хоровод вместе с бабушкой Ариной, поют песню. | Дети будут водить хоровод и споют песню | |
Весна выбирает мальчика, с которым они образуют воротца. | Идет матушка – весна, Отворяй-ка ворота. Первым март пришел – Всех детей провел, А за ним и апрель, Отворил окно и дверь, А уж как пришел май – Сколько хошь теперь гуляй! | Дети змейкой пройдут через ворота несколько раз. | |
5. | Игры с Весной | ||
Весна: | Дети отвечают (Удлинился день, растаял снег, набухают почки, ожили насекомые, прилетают птицы из теплых краев.) | Дети назовут приметы весны | |
Весна: - Сбирались птицы, Сбирались певчие стадами, стадами Садились певчие рядами, рядами… - Нам об этом возвещают птицы, которые возвращаются из дальних стран к себе на Родину, домой. Сорок сороков птиц летят, весну несут. | |||
Весна: - Отгадайте загадки: Черный, проворный, кричит «Крак!», червякам враг. (Грач.) Спереди у птички шильце, позади у птички вильце, сама птичка мала, а за морем была (Ласточка.) | Дети отгадывают загадки, составляют схемы слов-отгадок | Дети правильно назвали слова-отгадки: грач, ласточка. Дети составили схемы слов- отгадок. | |
Весна: - Ребята, а ещё каких перелётных птиц вы знаете? | Дети называют перелётных птиц | Дети вспомнили птиц: скворец, кукушка, жаворонок и др. | |
6. | «Песня жаворонка» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского. | ||
Весна: | Дети садятся на стульчики, слушают музыкальное произведение | Дети услышали щебетание жаворонка в музыкальном произведении, приобщились к прекрасному | |
7. | Рассказ о традиции печь жаворонков | ||
Бабушка Арина: | |||
Весна: Жаворонок, жаворонок! Возьми себе зиму, А нам отдай весну. Возьми себе сани, А нам дай телегу. - В давние времена говаривали: Увидел скворца – весна у крыльца. Ранний прилет грачей и жаворонков – к дружной весне. | Дети поют закличку: Жаворонки прилетите, Красну – весну принесите. Принесите весну на своем хвосту, На сохе, бороне, на овсяном снопе. | Дети вспомнили слова заклички | |
8. | Закличка с движениями | ||
Бабушка Арина: - Повторяйте за мной каждую строчку заклички. | Дети встают полукругом. Дети повторяют закличку и выполняют движения: Приди, весна, приди, красна! Со льном высоким, С корнем глубоким, С хлебом обильным. | Дети выполнили движения, сопровождающие закличку | |
Бабушка Арина: Весна: Первое – коровье, Второе – овечье, А третье – человечье! (Дотрагивается до каждого ребенка веточкой вербы). | |||
9. | Рассказ о Дне Егория -вешнего. | ||
Бабушка Арина: Пришел Егорий – и весне не уйти. Чего – чего боится зима, А теплого Егория – больше всего. - Выгоняли скот на первую пастьбу освященной весточкой вербы. Егория просили охранять животинку от волка и медведя, приговаривали: А сегодня Егорий в поле, Гони Скотину на волю! Ешьте, коровки, траву шелковую, Пейте, коровки, воду ключевую | Дети слушают бабушку Арину. | Дети узнали о Дне Егория – вешнего. | |
Бабушка Арина. Рано – рано поутру Пастушок: «ту – ру – ру - ру». А коровки по селу: «Му – му -му» да «му – му - му». Ты, Буренушка, ступай, В чистом поле погуляй. А вернешься вечерком – Напоишь нас молоком. | Дети провожают Буренушку бабушки Арины (большую игрушечную корову) «пастись» и поют вместе с бабушкой Ариной и Весной. | Дети проводили корову, спели песню. | |
10. | Объяснение смысла пословицы | ||
Весна: - Как вы понимаете поговорку «Без труда – не выловишь и рыбку из пруда?» | Дети высказывают свои мысли о том, как они понимают смысл поговорки. | Дети смогли объяснить поговорку, привели свои примеры. | |
11. | Вывод о русских традициях | ||
Бабушка Арина: - Конечно, даже чтоб попраздновать, повеселиться, надо потрудиться: и наряды праздничные сшить, и угощенье приготовить – все необходимое сделать. Вот такие наши русские традиции. Весна выносит на подносе «жаворонков», символизирующих приход весны, испеченных руками самих детей. Праздник заканчивается чаепитием. |