Персональный сайт учителя-логопеда Атамановой Людмилы Геннадьевны

Режиссёрская разработка по взаимодействию с учителем-логопедом в группе комбинированной направленности

2 октября 2019

Развлечение «Весна, весна, поди сюда!»

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое», «Социально-коммуникативное».

Цель:

ознакомление детей с народными традициями, с использованием русского фольклора.

Задачи:

  1. познакомить с народным обрядом, связанным со встречей весны;
  2. развивать речь, заучивая заклички, поговорки;
  3. воспитывать интерес и уважение к традициям русского народа;
  4. прививать любовь к народному слову с помощью малых форм устного народного творчества (загадки, попевки, потешки).

Методы и приёмы:

  • практические: упражнение «Составь схему слова», хороводная игра «Идёт матушка весна»;
  • наглядные: рассматривание картинок с изображением птиц, составление схем слов-отгадок;
  • словесные: беседа, загадки, заклички, песни, потешки.

Материалы и оборудование:

магнитофон; аудио запись звучания ручья, капели; аудиозапись «Песня жаворонка» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского; веточка вербы, схемы слов-отгадок; картинки с изображением перелётных птиц.

Планируемые результаты:

дети проявят познавательный интерес к народным обрядам, обычаям, связанным со встречей весны; эмоционально откликнутся на загадки, потешки, попевки; развитие связной устной речи в общении со взрослыми и сверстниками.

Словарная работа:

обряд - встреча весны, проводы зимы; заклички, поговорки; весна – красна.

Подготовительная работа:

рассматривание иллюстраций о праздниках на Руси; звучание закличек, примет, поговорок о весне.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Хороводная игра «Идёт матушка весна», закличка с движениями.

Коммуникативная

Отгадывание загадок, беседа

Игровая

Игровая ситуация

Логика образовательной деятельности

Деятельность взрослых

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Организационный момент

Бабушка Арина приглашает детей:
- Прошу, прошу в избу, гости дорогие. Петушок мой рано встал, всем- всем о весне прокричал.

Дети под музыку входят в зал (звучат в записи капель, журчание ручьев)

Создан благоприятный фон для дальнейшей работы

А я думаю, не рано ли? Зима еще царствует в наших краях, уступит ли она свой черед весне – красне? Как вы считаете?

Дети отвечают

2.

Введение в тему

Бабушка Арина:

- Посмотрим в окошко да поищем приметы весны.

Дети называют приметы весны (ослепительное солнце, чернота проталин, сосульки, звенящие капелью, веселое чириканье воробьев и т. д.)

Дети увидят в окно и назовут все приметы весны

3.

Повторение заклички

Бабушка Арина:

- Всему свое время. И сколько зима не лютует, придет и весенняя пора. Давайте-ка, ребята, поаукаем весну, чтобы она к нам побыстрее пришла. Я вас научу.

- Весна, приди!

Три угодья принеси!

Первое угодье –

В реках половодье!

Другое угодье –

Солнце на подворье!

Третье угодье –

Зеленое раздолье!

Дети повторяют каждую строчку заклички за бабушкой Ариной.

Дети повторяют и заучивают закличку

4.

Выход весны

Звучит музыка. Появляется Весна с букетиком вербы.

Дети водят вокруг Весны хоровод вместе с бабушкой Ариной, поют песню.

Дети будут водить хоровод и споют песню

Весна выбирает мальчика, с которым они образуют воротца.

Идет матушка – весна,

Отворяй-ка ворота.

Первым март пришел –

Всех детей провел,

А за ним и апрель,

Отворил окно и дверь,

А уж как пришел май –

Сколько хошь теперь гуляй!

Дети змейкой пройдут через ворота несколько раз.

5.

Игры с Весной

Весна:
А скажите-ка мне, дети, какие вы знаете приметы весны?

Дети отвечают (Удлинился день, растаял снег, набухают почки, ожили насекомые, прилетают птицы из теплых краев.)

Дети назовут приметы весны

Весна:

- Сбирались птицы,

Сбирались певчие стадами, стадами

Садились певчие рядами, рядами…

- Нам об этом возвещают птицы, которые возвращаются из дальних стран к себе на Родину, домой. Сорок сороков птиц летят, весну несут.

Весна:

-  Отгадайте загадки:

 Черный, проворный, кричит «Крак!», червякам враг. (Грач.)

 Спереди у птички шильце, позади у птички вильце, сама птичка мала, а за морем была (Ласточка.)

Дети отгадывают загадки, составляют схемы слов-отгадок

Дети правильно назвали слова-отгадки: грач, ласточка. Дети составили схемы слов- отгадок.

Весна:

- Ребята, а ещё каких перелётных птиц вы знаете?

Дети называют перелётных птиц

Дети вспомнили птиц: скворец, кукушка, жаворонок и др.

6.

«Песня жаворонка» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.

Весна:
Послушайте, как передал в музыке композитор Петр Ильич Чайковский щебетание жаворонков.

Дети садятся на стульчики, слушают музыкальное произведение

Дети услышали щебетание жаворонка в музыкальном произведении, приобщились к прекрасному

7.

Рассказ о традиции печь жаворонков

Бабушка Арина:
22 марта, когда день становится по длине равен ночи, в каждом доме лепили из теста птичек (жаворонков), пекли их, мазали медом. У кого не было теста, те лепили из глины, мастерили из тряпок и бумаги. Все ходили по селу и пели заклички. Давайте и мы споем закличку.

Весна:

Жаворонок, жаворонок!

Возьми себе зиму,

А нам отдай весну.

Возьми себе сани,

А нам дай телегу.

- В давние времена говаривали:

Увидел скворца – весна у крыльца.

Ранний прилет грачей и жаворонков – к дружной весне.

Дети поют закличку:

Жаворонки прилетите,

Красну – весну принесите.

Принесите весну на своем хвосту,

На сохе, бороне, на овсяном снопе.

Дети вспомнили слова заклички

8.

Закличка с движениями

Бабушка Арина:

- Повторяйте за мной каждую строчку заклички.

Дети встают полукругом.

Дети повторяют закличку и выполняют движения:

Приди, весна, приди, красна!

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным.

Дети выполнили движения, сопровождающие закличку

Бабушка Арина:
Весна, Весна. Что ты нам принесла?

Весна:
Принесла я вам здоровье:

Первое – коровье,

Второе – овечье,

А третье – человечье!

(Дотрагивается до каждого ребенка веточкой вербы).

9.

Рассказ о Дне Егория -вешнего.

Бабушка Арина:
Вот послушайте, ребята, что я вам расскажу. 23 апреля наступит день Егория – вешнего. По традиции тогда впервые после зимы выгоняют скот на зеленеющие новой травкой луга. Даже пословицы об этом есть.

Пришел Егорий – и весне не уйти.

Чего – чего боится зима,

А теплого Егория – больше всего.

- Выгоняли скот на первую пастьбу освященной весточкой вербы. Егория просили охранять животинку от волка и медведя, приговаривали:

А сегодня Егорий в поле,

Гони Скотину на волю!

Ешьте, коровки, траву шелковую,

Пейте, коровки, воду ключевую

Дети слушают бабушку Арину.

Дети узнали о Дне Егория – вешнего.

Бабушка Арина.

Рано – рано поутру

Пастушок: «ту – ру – ру - ру».

А коровки по селу:

«Му – му -му» да «му – му - му».

Ты, Буренушка, ступай,

В чистом поле погуляй.

А вернешься вечерком –

Напоишь нас молоком.

Дети провожают Буренушку бабушки Арины (большую игрушечную корову) «пастись» и поют вместе с бабушкой Ариной и Весной.

Дети проводили корову, спели песню.

10.

Объяснение смысла пословицы

Весна:

- Как вы понимаете поговорку «Без труда – не выловишь и рыбку из пруда?»

Дети высказывают свои мысли о том, как они понимают смысл поговорки.

Дети смогли объяснить поговорку, привели свои примеры.

11.

Вывод о русских традициях

Бабушка Арина:

- Конечно, даже чтоб попраздновать, повеселиться, надо потрудиться: и наряды праздничные сшить, и угощенье приготовить – все необходимое сделать. Вот такие наши русские традиции.

Весна выносит на подносе «жаворонков», символизирующих приход весны, испеченных руками самих детей. Праздник заканчивается чаепитием.

Поделиться

 

Вернуться: Методическая копилка