План-конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в подготовительной к школе группе по теме «Космос»
23 апреля 2019
Тема: "Космос"
Возраст детей: 6 – 7 лет
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное», «Физическое развитие»
Цель: коррекция речи детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: расширить и уточнить элементарные знания о космосе, расширить и уточнить словарь по теме «Космос»; совершенствовать грамматический строй речи, совершенствовать навык слогового анализа; закреплять навык образования антонимов; активизировать в речи наречия, выражающие пространственные отношения; развивать диалогическую речь; закреплять умение чётко произносить отработанный звук в чистоговорках.
Коррекционно-развивающие: развивать общую и мелкую моторику, зрительное и слуховое внимание; закреплять навык ротового выдоха и подвижность органов артикуляции.
Коррекционно-воспитательные: формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, доброжелательности; формировать умение поддерживать беседу.
Предварительная работа: экскурсия в космическую комнату, чтение стихотворений и рассказов о космосе, рассматривание иллюстраций на тему «Космос», беседа о космосе, выставка рисунков на тему «Космос».
Методы и приемы:
Словесные: составление рассказа, беседа.
Наглядные: рассматривание иллюстраций.
Практические: пальчиковая гимнастика, физминутка, самомассаж, артикуляционная гимнастика, дыхательное упражнение, игра «Скажи наоборот», игра «Скажи новое слово», игра «Сосчитай до 5».
Оборудование: логопедическое пособие для артикуляционной гимнастики «Ротик», ракеты для выполнения дыхательного упражнения, схемы слов на тюбиках космической еды, картинки с изображением животных, изображение Лунтика, мяч.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
---|---|
Двигательная | Физминутка, игра с мячом |
Игровая | Игровые ситуации, игры с правилами ( дидактические, подвижные ). |
Познавательно-исследовательская | Решение проблемных ситуаций |
Коммуникативная | Беседы, речевые ситуации, отгадывание загадки, ситуативные разговоры. |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
---|---|---|---|
1. Орг. момент | Учитель-логопед вместе с детьми встаёт в круг. Логопед обращается к детям: -Раз, два, три, четыре, пять – вместе будем мы играть. - Скажите, какое настроение должно быть у детей, когда они играют? - Какое у вас сегодня настроение? - Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение: - Собрались все дети в круг, Я твой друг и ты мой друг. Крепче за руки возьмемся И друг другу улыбнемся! | Дети вместе с учителем-логопедом встают в круг, осознают начало НОД, включаются в деятельность. Дети отвечают: веселое, радостное, хорошее… Дети взялись за руки, улыбнулись друг другу. | Дети настроились на НОД |
2. Введение в тему | Учитель-логопед сидит перед детьми. - Послушайте и отгадайте загадку: Человек сидит в ракете, Смело в небо он летит. И на нас в своем скафандре Он из космоса глядит. - Правильно, это космонавт. Ребята, вы знаете, кто такой космонавт? - Каким должен быть космонавт? Подберите слова-признаки к слову космонавт. - Ребята, вы знаете, кто был первым космонавтом? - Первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961г. он впервые полетел в космос. (Показ портрета Ю. А. Гагарина) В космической ракете, С названием «Восток» Он первым на планете Подняться к звездам смог! - А вы хотели бы стать космонавтами? - Я вас приглашаю в школу будущих космонавтов. В этой школе мы пройдём специальную подготовку. Приглашаю вас в космический класс! - Ребята, вы сказали, чтобы стать космонавтом нужно быть и смелым, и отважным, и умным и, конечно же, здоровым! Поэтому космонавты каждый день закаляют свой организм: делают зарядку, умываются холодной водой, разминают все мышцы. Давайте и мы будем закаляться. Начнем с массажа. | Дети стоят возле учителя-логопеда, слушают загадку и называют отгадку: «Космонавт». Дети отвечают на вопрос: «Это человек, который летает в космос». Дети подбирают слова-признаки: сильный, отважный, здоровый, знающий, умный, мужественный, выносливый, крепкий, находчивый. Дети предлагают свои варианты ответов. Дети отвечают: «Да». Дети садятся на свои места и слушают умителя-логопеда | Дети умеют слушать внимательно, анализировать, отгадывать загадку Дети знают, кто такой космонавт Дети умеют подбирать прилагательные к существительному. Дети знают, что первым космонавтом был Ю. А. Гагарин Дети умеют высказывать свои пожелания Дети готовы к выполнению самомассажа и артикуляционной гимнастики |
3. Самомассаж лица. | Логопед показывает движения самомассажа. - Мы ладошки растираем И лицо обогреваем. Подбородок разотрем, Дружно губки пожуем. Там живет наш язычок, Пусть погреется дружок! | Дети сидят на стульчиках и выполняют движения в соответствии с текстом | Дети умеют соотносить движения с текстом |
4. Артику-ляционная гимнастика | Учитель-логопед предлагает детям укрепить мышцы языка. - Все космонавты говорят четко, внятно, а помогают им в этом упражнения для языка. Предлагаю укрепить мышцы язычка. Логопед произносит слова артикуляционной гимнастики, все движения показывает с помощью пособия «Ротик». (приложение 1, рисунок 1). 1) Наш согрелся язычок Повернулся на бочок. Вдруг проснулся, потянулся, Широко нам улыбнулся. 2) Вот и вышел на порог Любопытный язычок. Что он скачет взад-вперёд? Удивляется народ. 3) Влево, вправо кончик ходит, Словно места не находит. 4) Стал язык твой маляром, Он будет красить старый дом. Вперёд-назад, вперёд-назад…. Ремонту каждый будет рад. 5) Поперёк улыбки лёг. Отдыхает язычок. 6) Блинчик он покушал, Выпил чаю чашку, Запачкался вареньем, На качелях покачался, И на горке покатался. | Дети сидят на стульчиках и слушают учителя-логопеда Дети выполняют упражнение «Улыбка» Дети выполняют упражнение «Любопытный язычок» Дети выполняют упражнение «Часики» Дети выполняют упражнение «Маляр» Дети выполняют упражнения: «Лопаточка», «Блинчик», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Качели», «Горка». | Дети закрепляют умение выполнять артикуляционную гимнастику |
5. Чистоговорки | Логопед произносит чистоговорки: Авты-авты-авты – в ракете космонавты. Та-та-та – в космосе темнота. На-на-на – круглая луна. Неты-неты-неты – разные планеты. Да-да-да – яркая звезда. Ун-ун-ун – голубой Нептун. Чо-чо-чо – у солнца горячо. Ля-ля-ля – круглая Земля. Кета-кета-кета – в космос летит ракета. | Дети слушают логопеда, а потом повторяют чистоговорки хором | Дети умеют внимательно слушать и чётко произносить чистоговорки с отработанными звуками. |
6. Дыхательное упражнение | Логопед даёт инструкцию к выполнению дыхательного упражнения - Мышцы укрепили. К полёту готовы! Взлетаем в космос! Полетим мы на ракетах. (Логопед раздаёт детям ракеты для тренировки дыхания). (Приложение 1, рисунок 2.) - Дуем посильнее и запускаем ракету вверх. Чья ракета взлетит выше? | Дети слушают логопеда, дуют в трубочки и «запускают ракеты» | Дети закрепляют навык ротового выдоха |
7. Встреча с Лунтиком | Учитель-логопед вводит детей в игровую ситуацию. Логопед: - Наши ракеты дружно взлетели и долетели до Луны. А здесь нас встречает кто? - Он немного растерян… Нужно помочь ему выполнить задания. Поможем? | Дети слушают логопеда Дети отвечают: «Лунтик» Дети отвечают: «Да» | Дети настроились играть в словесные игры с Лунтиком. |
8. Работа над слоговой структурой слова. | Логопед объясняет в игровой форме как делить слова на группы: односложные, двусложные, трёхсложные. (Приложение 1, рисунок 3). - У Лунтика в гостях разные животные. Нужно помочь накормить их «космическим завтраком». Сколько слогов в названии животного, столько раз животное открывает ротик, столько кусочков ему достанется. Помогаем каждому животному найти свой тюбик с космическое едой. | Дети слушают логопеда. Дети делят слова на слоги и распределяют животных по группам, в зависимости от количества слогов. Слова: еж, волк, мышь, лиса, кабан, заяц, собака, корова. | Дети умеют делить слова на слоги |
9. Игра «Скажи наоборот» | Логопед даёт детям инструкцию к игре. В солнечный день на Земле светло, а в космосе …. | Дети слушают логопеда. Дети называют антонимы: ….темно … холодно …. медленно …. тяжело ….. чужие | Дети закрепляют навык образования антонимов |
10. Игра «Образуй новое слово» | Логопед объясняет инструкцию к игре. - Лунтик предлагает вам придумать новые слова. Летает к звездам - ……… Сесть на Землю ………….. | Дети слушают логопеда и называют сложные слова: звездолёт луноход лунный солнечная звездопад земляне марсиане инопланетяне межпланетный приземлиться прилунится. | Дети умеют образовывать новые слова |
11. Физ. минутка, игра "Космонавты" | Учитель-логопед читает текст физминутки и показывает движения: – Давайте поиграем, на ракете полетаем. Космонавтом стать хочу, На ракете полечу. Облечу вокруг земли, Приземлюсь от всех в дали. | Дети слушают логопеда и выполняют движения: Руки вверх над головой соединить. Дети бегут по кругу, затем - поворот в обратную сторону. Разбежаться по группе, присесть. | Дети умеют координировать речь с движениями |
12. Игра «Сосчитай до 5» (игра с мячом) | Учитель-логопед объясняет инструкцию в игре. - Лунтик совсем не умеет считать, он просит помощи у вас. Сосчитайте космические объекты: Одно созвездие, два созвездия, три созвездия, четыре созвездия, пять созвездий; Одна далёкая планета, две … . Один искусственный спутник, … . Один межпланетный корабль, … | Дети слушают логопеда и согласовывают числительные с существительным | Дети умеют согласовывать числительные с существительными |
13. Составление рассказа | Учитель-логопед: - Лунтик приготовил нам задание. Нужно составить рассказ по картинному плану. | Дети с помощью учителя- логопеда составляют описательный рассказ | Формируется навык составления описательного рассказы |
14. Пальчиковая гимнастика «Космос» | Учитель-логопед читает текст пальчиковой гимнастики и показывает детям движения. В тёмном небе звёзды светят. Космонавт летит в ракете. День летит и ночь летит И на Землю вниз глядит. Видит сверху он поля, Горы, реки и моря. Видит он весь шар земной, Шар земной - наш дом родной. | Дети слушают учителя-логопеда и повторяют движения: сжимают и разжимают кулачки; ладони соединяют под острым углом; указательным и большим пальчиками делают «очки» возле глаз; загибают по одному пальчику на обеих руках; ладонями изображают шар. | Дети умеют соотносить движения пальцев рук и текст. |
15. Итог. | Учитель –логопед предлагает детям вернутся с Луны на Землю. - Чему научились в космическом путешествии? В какие игры играли? | Дети слушают логопеда. Дети отвечают на вопросы логопеда. | Дети умеют анализировать свою деятельность |