Персональный сайт учителя-логопеда Атамановой Людмилы Геннадьевны

План-конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в подготовительной к школе группе по теме «Космос»

23 апреля 2019

Тема: "Космос"

Возраст детей: 6 – 7 лет

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное», «Физическое развитие»

Цель: коррекция речи детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: расширить и уточнить элементарные знания о космосе, расширить и уточнить словарь по теме «Космос»; совершенствовать грамматический строй речи, совершенствовать навык слогового анализа; закреплять навык образования антонимов; активизировать в речи наречия, выражающие пространственные отношения; развивать диалогическую речь; закреплять умение чётко произносить отработанный звук в чистоговорках.

Коррекционно-развивающие: развивать общую и мелкую моторику, зрительное и слуховое внимание; закреплять навык ротового выдоха и подвижность органов артикуляции.

Коррекционно-воспитательные: формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, доброжелательности; формировать умение поддерживать беседу.

Предварительная работа: экскурсия в космическую комнату, чтение стихотворений и рассказов о космосе, рассматривание иллюстраций на тему «Космос», беседа о космосе, выставка рисунков на тему «Космос».

Методы и приемы:

Словесные: составление рассказа, беседа.

Наглядные: рассматривание иллюстраций.

Практические: пальчиковая гимнастика, физминутка, самомассаж, артикуляционная гимнастика, дыхательное упражнение, игра «Скажи наоборот», игра «Скажи новое слово», игра «Сосчитай до 5».

Оборудование: логопедическое пособие для артикуляционной гимнастики «Ротик», ракеты для выполнения дыхательного упражнения, схемы слов на тюбиках космической еды, картинки с изображением животных, изображение Лунтика, мяч.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельностьФормы и методы организации совместной деятельности
ДвигательнаяФизминутка, игра с мячом
ИгроваяИгровые ситуации, игры с правилами ( дидактические, подвижные ).
Познавательно-исследовательскаяРешение проблемных ситуаций
КоммуникативнаяБеседы, речевые ситуации, отгадывание загадки, ситуативные разговоры.

Логика образовательной деятельности

Деятельность учителя-логопедаДеятельность воспитанниковОжидаемые результаты

1. Орг. момент

Учитель-логопед вместе с детьми встаёт в круг.

Логопед обращается к детям:

-Раз, два, три, четыре, пять – вместе будем мы играть.

- Скажите, какое настроение должно быть у детей, когда они играют?

- Какое у вас сегодня настроение?

- Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение:

- Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Дети вместе с учителем-логопедом встают в круг,

осознают начало НОД, включаются в деятельность.

Дети отвечают: веселое, радостное, хорошее…

Дети взялись за руки, улыбнулись друг другу.

Дети настроились на НОД

2. Введение в тему

Учитель-логопед сидит перед детьми.

- Послушайте и отгадайте загадку:

Человек сидит в ракете,

Смело в небо он летит.

И на нас в своем скафандре

Он из космоса глядит.

- Правильно, это космонавт. Ребята, вы знаете, кто такой космонавт?

- Каким должен быть космонавт? Подберите слова-признаки к слову космонавт.

- Ребята, вы знаете, кто был первым космонавтом?

- Первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961г. он впервые полетел в космос. (Показ портрета Ю. А. Гагарина)

В космической ракете,

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звездам смог!

- А вы хотели бы стать космонавтами?

- Я вас приглашаю в школу будущих космонавтов. В этой школе мы пройдём специальную подготовку. Приглашаю вас в космический класс!

- Ребята, вы сказали, чтобы стать космонавтом нужно быть и смелым, и отважным, и умным и, конечно же, здоровым! Поэтому космонавты каждый день закаляют свой организм: делают зарядку, умываются холодной водой, разминают все мышцы. Давайте и мы будем закаляться. Начнем с массажа.

Дети стоят возле учителя-логопеда, слушают загадку и называют отгадку: «Космонавт».

Дети отвечают на вопрос: «Это человек, который летает в космос».

Дети подбирают слова-признаки: сильный, отважный, здоровый, знающий, умный, мужественный, выносливый, крепкий, находчивый.

Дети предлагают свои варианты ответов.

Дети отвечают: «Да».

Дети садятся на свои места и слушают умителя-логопеда

Дети умеют слушать внимательно, анализировать, отгадывать загадку

Дети знают, кто такой космонавт

Дети умеют подбирать прилагательные к существительному.

Дети знают, что первым космонавтом был Ю. А. Гагарин

Дети умеют высказывать свои пожелания

Дети готовы к выполнению самомассажа и артикуляционной гимнастики

3. Самомассаж лица.

Логопед показывает движения самомассажа.

- Мы ладошки растираем

И лицо обогреваем.

Подбородок разотрем,

Дружно губки пожуем.

Там живет наш язычок,

Пусть погреется дружок!

Дети сидят на стульчиках и выполняют движения в соответствии с текстом

Дети умеют соотносить движения с текстом

4. Артику-ляционная гимнастика

Учитель-логопед предлагает детям укрепить мышцы языка.

- Все космонавты говорят четко, внятно, а помогают им в этом упражнения для языка. Предлагаю укрепить мышцы язычка.

Логопед произносит слова артикуляционной гимнастики, все движения показывает с помощью пособия «Ротик». (приложение 1, рисунок 1).

1) Наш согрелся язычок

Повернулся на бочок.

Вдруг проснулся, потянулся,

Широко нам улыбнулся.

2) Вот и вышел на порог

Любопытный язычок.

Что он скачет взад-вперёд?

Удивляется народ.

3) Влево, вправо кончик ходит,

Словно места не находит.

4) Стал язык твой маляром,

Он будет красить старый дом.

Вперёд-назад, вперёд-назад….

Ремонту каждый будет рад.

5) Поперёк улыбки лёг.

Отдыхает язычок.

6) Блинчик он покушал,

Выпил чаю чашку,

Запачкался вареньем,

На качелях покачался,

И на горке покатался.

Дети сидят на стульчиках и слушают учителя-логопеда

Дети выполняют упражнение «Улыбка»

Дети выполняют

упражнение «Любопытный язычок»

Дети выполняют упражнение «Часики»

Дети выполняют упражнение «Маляр»

Дети выполняют упражнения: «Лопаточка»,

«Блинчик»,

«Чашечка»,

«Вкусное

варенье»,

«Качели»,

«Горка».

Дети закрепляют умение выполнять артикуляционную гимнастику

5. Чистоговорки

Логопед произносит чистоговорки:

Авты-авты-авты – в ракете космонавты.

Та-та-та – в космосе темнота.

На-на-на – круглая луна.

Неты-неты-неты – разные планеты.

Да-да-да – яркая звезда.

Ун-ун-ун – голубой Нептун.

Чо-чо-чо – у солнца горячо.

Ля-ля-ля – круглая Земля.

Кета-кета-кета – в космос летит ракета.

Дети слушают логопеда, а потом повторяют чистоговорки хором

Дети умеют внимательно слушать и чётко произносить чистоговорки с отработанными звуками.

6. Дыхательное упражнение

Логопед даёт инструкцию к выполнению дыхательного упражнения

- Мышцы укрепили. К полёту готовы! Взлетаем в космос! Полетим мы на ракетах. (Логопед раздаёт детям ракеты для тренировки дыхания). (Приложение 1, рисунок 2.)

- Дуем посильнее и запускаем ракету вверх. Чья ракета взлетит выше?

Дети слушают логопеда, дуют в трубочки и «запускают ракеты»

Дети закрепляют навык ротового выдоха

7. Встреча с Лунтиком

Учитель-логопед вводит детей в игровую ситуацию.

Логопед:

- Наши ракеты дружно взлетели и долетели до Луны.

А здесь нас встречает кто?

- Он немного растерян… Нужно помочь ему выполнить задания. Поможем?

Дети слушают логопеда

Дети отвечают: «Лунтик»

Дети отвечают: «Да»

Дети настроились играть в словесные игры с Лунтиком.

8. Работа над слоговой структурой слова.

Логопед объясняет в игровой форме как делить слова на группы: односложные, двусложные, трёхсложные. (Приложение 1, рисунок 3).

- У Лунтика в гостях разные животные. Нужно помочь накормить их «космическим завтраком». Сколько слогов в названии животного, столько раз животное открывает ротик, столько кусочков ему достанется. Помогаем каждому животному найти свой тюбик с космическое едой.

Дети слушают логопеда.

Дети делят слова на слоги и распределяют животных по группам, в зависимости от количества слогов.

Слова: еж, волк, мышь, лиса, кабан, заяц, собака, корова.

Дети умеют делить слова на слоги

9. Игра «Скажи наоборот»

Логопед даёт детям инструкцию к игре.

В сол­нечный день на Земле светло, а в космосе ….
Летом на солнце горячо, а в космосе ….
На Земле люди совершают движения быстро, а в космосе ……. На Земле работать легко, а в космосе ….
Земля – наша родная планета, а другие планеты….

Дети слушают логопеда.

Дети называют антонимы:

….темно

… холодно

…. медленно

…. тяжело

….. чужие

Дети закрепляют навык образования антонимов

10. Игра «Образуй новое слово»

Логопед объясняет инструкцию к игре.

- Лунтик предлагает вам придумать новые слова.

Летает к звездам - ………
По Луне ходит – ……..
Кратер на луне – ……..
Вспышка на солнце – ……..
Звезды падают – ……..
Те, кто живет на Земле ……….
Те, кто живет на Марсе ………..
Существа с иных планет…...
Корабль, летящий меж планет ……….

Сесть на Землю …………..
Сесть на Луну…

Дети слушают логопеда и называют сложные слова:

звездолёт

луноход

лунный

солнечная

звездопад

земляне

марсиане

инопланетяне

межпланетный

приземлиться

прилунится.

Дети умеют образовывать новые слова

11. Физ. минутка, игра "Космонавты"

Учитель-логопед читает текст физминутки и показывает движения:

– Давайте поиграем, на ракете полетаем.

Космонавтом стать хочу,

На ракете полечу.

Облечу вокруг земли,

Приземлюсь от всех в дали.

Дети слушают логопеда и выполняют движения:

Руки вверх над головой соединить.

Дети бегут по кругу, затем - поворот в обратную сторону.

Разбежаться по группе, присесть.

Дети умеют координировать речь с движениями

12. Игра «Сосчитай до 5» (игра с мячом)

Учитель-логопед объясняет инструкцию в игре.

- Лунтик совсем не умеет считать, он просит помощи у вас. Сосчитайте космические объекты:

Одно созвездие, два созвездия, три созвездия, четыре созвездия, пять созвездий;

Одна далёкая планета, две … .

Один искусственный спутник, … .

Один межпланетный корабль, …

Дети слушают логопеда и согласовывают числительные с существительным

Дети умеют согласовывать числительные с существительными

13. Составление рассказа

Учитель-логопед:

- Лунтик приготовил нам задание. Нужно составить рассказ по картинному плану.

Дети с помощью учителя- логопеда составляют описательный рассказ

Формируется навык составления описательного рассказы

14. Пальчиковая гимнастика «Космос»

Учитель-логопед читает текст пальчиковой гимнастики и показывает детям движения.

В тёмном небе звёзды светят.

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит

И на Землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

Горы, реки и моря.

Видит он весь шар земной,

Шар земной - наш дом родной.

Дети слушают учителя-логопеда и повторяют движения:

сжимают и разжимают кулачки;

ладони соединяют под острым углом;

указательным и большим пальчиками делают

«очки» возле глаз;

загибают по одному пальчику на обеих руках;

ладонями изображают шар.

Дети умеют соотносить движения пальцев рук и текст.

15. Итог.

Учитель –логопед предлагает детям вернутся с Луны на Землю.

- Чему научились в космическом путешествии? В какие игры играли?

Дети слушают логопеда.

Дети отвечают на вопросы логопеда.

Дети умеют анализировать свою деятельность

Поделиться

Файлы

  • Презентация «Детям о Космосе» - (14.52 MB)

Методическая копилка

Данный сайт использует файлы cookie. Закрытие данного сообщения или продолжение использования сайта означают Ваше согласие на использование файлов cookie в соответствии с Правилами пользования файлов cookie